11 июня 2019, 6:20

«В среднем мы выбрасываем 457 кг мусора в год на человека»

Маттиас Хадберг активно интересуется проблемами системы переработки отходов. Он, например, известен книгой «Мусор», которую называют «тревожным репортажем о покупках, обществе потребления и последствиях, которые рано или поздно коснутся всех».

Журналист провёл мастер-класс для поморских СМИ. Собственно, философии общества потребления в немалой степени и была посвящена встреча. Шведский журналист верно заметил, что в современном обществе считается вполне нормальным, когда выбрасываются не старые, далеко не изношенные, не утратившие своих полезных свойств вещи или продукты. Более того, потребление стимулируется.

Результаты роста потребления мы видим ежедневно. Мусорные контейнеры переполнены гигантскими объёмами упаковки, в «карманах» для крупногабаритного мусора — штабеля из диванов и оконных рам. Если мебель и бытовая электроника утратили функциональность — это одно дело. Совсем другое, если покупателя на удочку поймали маркетологи и рекламисты, внушившие, что прежний дизайн его шкафа безнадёжно устарел. И так со всеми вещами — от одежды до автомобиля.

В благополучной Швеции уровень потребления не мог не прогрессировать. В своей статье «Изнанка праздника шоппинга» Маттиас Хадберг приводит такие факты:

«В среднем мы выбрасываем 457 кг мусора в год на человека. Швеция стала пятым по величине производителем мусора в Европе. Потребление одежды и текстиля выросло в Швеции на 40 процентов за 9 лет. В Дании — на 62 процента с 2003 по 2008 годы. Каждый год в Швеции, Дании и Финляндии выбрасывают 145 000 тонн текстиля, что составляет половину выпускаемого на рынок объёма, согласно Совету министров Северных стран».
Маттиас Хадберг.Маттиас Хадберг.

Шведский автор «покушается» на чуть ли не главную бизнес-икону современности — Стива Джобса, объясняя маркетинговые стратегии его компании:

«Он рано понял, что тот, кто хочет успешно вести бизнес в условиях современной экономики, должен ориентироваться на на желания людей, а не на их потребности. Потому, что, как сказал французский психоаналитик Жак Лакан, потребности людей конечны, желания их — бесконечны».

Интересно, статистика показала, что мужчины в Швеции потребляют больше женщин. Но при росте потребления в этой скандинавской стране всё прекрасно обстоит и с переработкой. Как отметил гость Архангельска, индустрия обращения с ТКО — гордость шведов. Он считает мусор интереснейшей темой для журналистов. В Швеции компании, занятые переработкой отходов, максимально открыты для СМИ. Но, как оказалось, и там встречаются утилизаторы-грешники.

Однажды Маттиас решил отследить судьбу отходов, производимых рядовой семьёй из Гётеборга. Расследование привело его в Западную Африку. Журналист проверял слухи о том, что скандинавский мусор доставляется на другой континент, связался с коллегой из Ганы, — факт подтвердился, было выявлено захоронение шведских отходов. На свалках африканской страны, например, обнаружились компьютеры с маркировкой шведских школ. Компании, которые контракту должны были заняться утилизацией техники, вероятно, таким нехитрым образом решили снизить издержки. В российской терминологии такие компании называют недобросовестными.

Сам же Маттиас Хадберг и на бытовом уровне вносит лепту в борьбу с потреблением и ростом объёмов мусора — не пользуется автомобилем, покупает только необходимую одежду и другие вещи и даже берёт их взаймы. Вместе с тем он прекрасно понимает, что современная экономика зиждется на потреблении. И пока не всегда экономика и экология идут рука об руку.

На вопрос обозревателя ИА «Регион 29» не опасается ли Маттиас, что, если все последуют его примеру, мировая экономика рухнет, он заметил, что у него нет однозначного ответа, как быть с этой коллизией.