5 июня 2019, 19:52

Как из взрослого сделать подростка

Выделиться из толпы любой ценой, но при этом мыслить, как толпа, выглядеть, как толпа, и действовать, как толпа. Такое поведение не удивляет, если мы говорим о созревающих подростках. Но в нашем постиндустриальном обществе так ведут себя и взрослые.

Иду на рекорд

За 30 секунд смотать в рулон алюминиевую сковородку, напялить на себя 227 футболок, провести в сугробе 1 час 42 минуты, разогнаться на газонокосилке до 98 км/ч и отрастить метровые ногти на руках — на что только не идут люди, чтобы угодить в пресловутую Книгу рекордов Гиннесса.

Известно, что изначально, в 1950-х, книга задумывалась как сборник проверенных научных фактов для посетителей пабов, дабы те не переходили в рукопашную, затеяв спор в духе «заборет кит слона или слон кита». Однако со временем издание превращается в полное собрание рассказов об эксцентричных фриках, чьи достижения скорее огорошивают, чем восхищают.

Россияне в стороне не остались. На днях «Известия» сообщили, что появившийся в нашей стране аналог книги Гиннесса — Книга рекордов России — за день принимает до десяти заявок от граждан, желающих самоутвердиться. И их число с годами только растет.

Уже давно на это явление обратили внимание психологи. Они утверждают, что именно таким экстравагантным способом многие люди хотят обратить на себя всеобщее внимание, показать,что они не жалкие обыватели, а получили свой статус на публичном «рынке», формируемом медиаресурсами.

Раньше, если ты не являлся политиком, актером или спортсменом (а большинство ими как тогда, так и теперь не являются), у тебя практически не было шансов получить свои 15 минут славы. В советских газетах, правда, регулярно публиковали заметки о трудовых достижениях простых доярок и рабочих, но и для этого нужно было приложить определенные усилия на своем рабочем месте, что подходило далеко не всем. Более того, чаще оказывалось, что по природе скромные герои этих публикаций вовсе не желали публичности. А те, кто желал, трудовыми подвигами не блистал.

Зато теперь, если твой единственный талант — филигранно открывать пиво глазом, тебе будут рукоплескать не только твои друзья: восхитится весь цивилизованный мир.

Мода на самолюбование

К слову, среди последних достижений из Книги рекордов Гиннесса значатся селфи на скорость. Некто Джеймс Смит сфотографировал себя 168 раз за три минуты; некто Патрик Петерсон — 1449 раз за один час. Это самое селфи стало приметой нашего времени: люди поголовно снимают сами себя на смартфоны и тут же выкладывают фото в Сеть.

«Селфимания» породила целую индустрию. На телефонах появились фронтальные камеры — специально для селфи. Выпускаются селфи-палки и селфи-лампы, создаются мобильные приложения для быстрого редактирования снимков. В этом явлении ученые тоже видят не только модный тренд и нишу для целой индустрии.

«Наука и жизнь» сообщает о группе исследователей, которые обнаружили, как изменяется структура личности пользователей соцсетей. Изначально считалось, что большое количество своих фото выкладывают в интернет те люди, которых в обществе называют нарциссами. Однако опытным путем выяснилось, что через четыре месяца склонность к самолюбованию выросла и у тех людей, кто до эксперимента проводил мало времени в виртуальном пространстве.

Тем временем «Огонек» утверждает, что зависимость от селфи и социальных сетей порождает в людях перфекционизм, стремление к высоким стандартам: «В нынешнем мире с его культурой селфи комфортнее себя чувствуют экстравертные личности. Что не исключает и у них этого параноидального мышления: а достаточно ли я хорош?».

Униженное большинство

Но давайте попытаемся увидеть в доморощенных рекордсменах и любителях селфи обычных людей. А это будет сделать нетрудно: они на самом деле в большинстве случаев обычные люди. Конечно, похвально желание достичь высоких стандартов, как и постоянное стремление к некоему идеалу. Но верно и то, что большинство людей в силу заурядности их способностей звезду с неба не ухватят никогда.

В этом ничего предосудительного нет, элементарная логика подсказывает, что всеобщего признания могут достичь очень немногие, да и признание в целом ряде случаев — это случайность сродни выигрышу в лотерею. Однако вся постиндустриальная идеология, назовем ее так, навязывает нам совсем другие представления о достойной жизни, и для простого человека (в самом хорошем смысле этого слова) места в ней нет.

Во всяком случае, налицо зримый парадокс: современный мир, заточенный на вечное стремление к идеалу, выгоняет на обочину жизни, как это ни странно, большинство людей. Да и меньшинство «счастливчиков» — оно какое-то виртуальное.

И вот мы приходим к тому, с чего начали. Современный мир до боли напоминает стайку подростков, в которой каждый старается отличиться, как-то выделиться среди товарищей. А этому мешает принцип «будь как все», который, с одной стороны, представляет собой типичное социальное табу, а с другой — желание равняться на коллектив и не дай бог в чем-то от него не отстать.

Но мы-то говорим о вполне взрослых людях, о целом обществе, страдающем этой подростковой раздвоенностью и не могущем конвертировать свои способности во что-то позитивное. Одни вечные догонялки, порой даже с придуманными образами, не имеющими ничего общего с реальностью.

Хотелось бы, конечно, чтобы этот затянувшийся пубертатный период прошел, и мы бы повзрослели. В большинстве своем.

Андрей Савин

Сегодня, 11:39
Гастрономический парад пройдёт в Вологде в День города
Запланировано множество мастер-классы от шеф-поваров