Индекс потребительского доверия в России достиг исторического минимума

Индекс потребительского доверия в России достиг своего исторического минимума. Потребители все меньше верят в свои финансовые перспективы, чему, по мнению экспертов, способствуют рост налогов и продолжающееся падение реальных доходов населения.

По итогам первого квартала 2019 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 65 до 62 пунктов. Как говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen, на которое ссылается «Коммерсантъ», показатель побил антирекорд и достиг исторического минимума. В течение 2014 — 2017 годов он опускался с 83 до 69 пунктов. Предыдущий минимум — 63 пункта — был в первом и четвертом кварталах 2016 года.

Так, доля россиян, ожидающих хороших или отличных финансовых перспектив на ближайшие полгода, за год сократилась на 5 % (до 25 %). Доля потребителей, готовых тратить деньги, за тот же период снизилась с 21 до 14 %. Лишь на 2 % (до скромных 20 %) выросло число опрошенных, с оптимизмом оценивающих перспективы на рынке труда.

По словам экспертов, в нынешней экономической ситуации потребители считают, что сейчас не лучшее время тратить деньги. Вследствие этого они сокращают повседневные расходы и продолжают экономить. При этом из-за роста налоговой нагрузки у бизнеса остается все меньше возможности увеличивать расходы, в том числе зарплаты сотрудникам, которые формируют львиную долю доходов населения. По данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы упали на 2,3 %. При депрессивном состоянии этой сферы и настроение, и доверие, и ожидания потребителей также будут очень слабыми, отмечают эксперты.

По оценкам авторов исследования, доля потребителей, у которых есть свободные деньги, в первом квартале 2019 года сократилась с 77 до 72 %. Число россиян, стремящихся экономить, за то же время увеличилось с 62 до 69 %. В частности, на 2 % (до 57 %) выросла доля респондентов, переключающихся на более доступные продукты.

И в крупнейших торговых сетях подтверждают, что покупатели продолжают оставаться чувствительными к ценам. Cпросом пользуются товары собственных торговых марок сетей, а также продукты на вес. Сокращается и доля так называемых спонтанных покупок.

Андрей Савин

Сегодня, 17:13
75 лет прошло со дня снятия Оштинской обороны
Вытегорский район — единственная территория в регионе, где вплоть до лета 1944 года шли реальные бои во время Великой Отечественной войны.