Минэкономразвития раскритиковало установку тахографов на автобусы и грузовики

Приказ установить тахографы на 2 млн транспортных средств не достиг цели, показала проверка Минэкономразвития. Число аварий сократилось незначительно, а расходы на оснащение и замену таких устройств чрезмерно высоки

Министерство экономического развития пришло к выводу, что за семь лет не удалось достигнуть целей приказа Министерства транспорта об обязательной установке тахографов на транспортные средства, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Об этом говорится в заключении, подписанном замминистра экономического развития Саввой Шиповым, копия которого есть у РБК.

Основная цель приказа Минтранса «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» от 13 февраля 2013 года — повышение безопасности дорожного движения. Тахограф — это устройство, записывающее информацию о скорости и маршруте движения автомобиля, а также о режиме труда и отдыха водителей. Оно имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус, что обеспечивает защиту информации и предотвращает ее умышленное искажение.

Такие тахографы должны были установить примерно на 2 млн машин, общие расходы на их эксплуатацию за три года могли достичь 55 млрд руб., подсчитало Минэкономразвития. Из них 40 млрд руб. пришлось бы потратить на замену блоков криптографической защиты информации (СКЗИ), 15 млрд руб. — на замену карт водителя и предприятия, которые также прилагаются к тахографу.

фото autoexpertnost.ru

По данным министерства, за семь лет действия приказа такими устройствами были оснащены только 718,4 тыс. транспортных средств, или около 35% от необходимого количества. В Минэкономразвития полагают, что пропорционально (на те же 35%) должно было снизиться количество ДТП. Однако этот показатель сократился лишь на 17,6%.

«Таким образом, цели регулирования приказа № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» не могут быть оценены как достигнутые», — заключает Шипов.

Одна из причин того, что цели приказа Минтранса так и не были достигнуты, — отсутствие действенного механизма контроля за наличием и работой бортового устройства на транспортных средствах, указывает Минэкономразвития. По его оценкам, стоимость оснащения одного автомобиля тахографом, срок полезного использования которого составляет семь лет, — от 28 тыс. до 40 тыс. руб. Согласно Кодексу об административных нарушениях, отсутствие работающего тахографа влечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. А вероятность проверки со стороны контролирующих органов «может быть оценена как низкая», поэтому автовладельцы считают установку тахографа излишне затратной и экономически не оправданной, указывает Шилов.

Минэкономразвития также обращает внимание, что приказ Минтранса создает препятствия для ведения предпринимательской деятельности. Перевозка пассажиров в большинстве случаев является убыточной, а установка тахографов несет дополнительные издержки, указывает ведомство.