Боясь обмана, горожане не идут на профосмотры

Медики отмечают, что не все пациенты доходят даже до первого этапа профилактического обследования. Со вторым тоже возникли проблемы: опасаясь мошенничества, череповчане не верят, что им бесплатно предлагают дополнительные медицинские исследования. Поэтому теперь на диспансеризацию зазывают эсэмэсками.

Лень лечиться

Напомним, начиная с 2019 года россияне получили право на дополнительный оплачиваемый выходной день для прохождения диспансеризации. Предпенсионерам и работающим пенсионерам (включая тех, кто получает пенсию за выслугу лет) предоставляются два дополнительных оплачиваемых дня.

«Диспансеризация идет в течение года без остановок, — говорит Анна Кудряшева, заведующая отделением медицинской профилактики городской поликлиники № 2. — Пациенты проходят первый этап, и по его результатам, если выявлены какие-либо отклонения либо требуется дополнительное исследование, назначается второй этап диспансеризации».

Однако вялотекущая явка горожан к медикам заставила МИАЦ (Медицинский информационно-аналитический центр) совместно со страховой компанией начать повторное информирование населения — путем рассылки СМС-напоминаний. В сообщениях разъясняется, людям какого возраста и в каком году можно бесплатно пройти первый этап диспансеризации и почему это нужно сделать.

«Мы всех приглашаем, всех ждем, а пациенты не спешат проверить свое здоровье. Есть люди, которые все-таки прошли первый этап, но на дополнительные исследования, хотя они были им назначены, не приходят», — сокрушается завотделением медпрофилактики.

Причины неявки разные: кто-то заболел, кто-то уехал, у кого-то семейные обстоятельства, а кому-то просто лень.

«Большинство не доходит до второго этапа. Поэтому страховая компания будет информировать граждан о необходимости прохождения как первого, так и второго этапа. Для этого мы формируем списки и передаем их в страховую компанию. Она конкретным лицам направляет СМС о том, что «вам необходимо обратиться в поликлинику для завершения диспансеризации», — поясняет Анна Владимировна.

«Облапошат, оберут»

Однако кроме тех причин, которые мы назвали, есть еще и банальный страх быть обманутым расплодившимися нечистыми на руку медицинскими центрами, в которых нередки случаи, когда людей попросту обирают, не оказывая сколько-то ни было полезного медобслуживания.

«Диспансерный учет лиц по выявленным факторам риска по итогам диспансеризации мы ведем давно. Например, мы выявили повышенные показатели — артериальное давление, холестерин, массу тела, ожирение, низкую физическую активность. Это те факторы риска, которые приводят к смертельно опасным последствиям — инсультам, инфарктам. Эти категории граждан, у которых еще не сформировалось свое заболевание (к примеру гипертоническая болезнь, когда уже необходим прием лекарственных препаратов), отделение медицинской профилактики берет на себя. То есть со стационарного телефона поликлиники мы их обзваниваем и приглашаем в наше отделение для диспансерного учета, — объясняет суть дела Анна Кудряшева. — И несмотря на то, что в самом начале разговора медики представляются, называют должность, лечебное учреждение, первый вопрос звучит: «Это бесплатно?» Да, это абсолютно бесплатно! Это поликлиническая деятельность».

Причем сомнения гложут не только старшее поколение. Люди среднего возраста тоже недоверчиво относятся к такой информации.

«Только услышав словосочетание «диспансерный учет», почему-то делают вывод, что это диагностика состояния здоровья, которую платно предлагают медцентры, — говорит завотделением. — Как правило, пациенты говорят: «Ой, да туда пойдешь, там столько денег потом скажут заплатить! Тысяч пятьдесят выложить придется».

Забавно, что звонки из таких центров поступают и в саму поликлинику. Причем, как рассказывает медик, могут позвонить как на сотовый, так и на стационарный телефон:

«Лично в мой 425-й кабинет звонили трижды. Я только успевала произнести: «Здравствуйте, поликлиника», сразу же шли короткие гудки — трубка была брошена. А если звонят на сотовый, начинаются вопросы: «Сколько вам лет?», «Хотите ли вы пройти диагностику состояния своего здоровья?», «Хотите узнать про возможные наследственные заболевания?» и так далее».

Опасения горожан понятны: приходя в частный медцентр, они получают-таки обещанную диагностику (кстати, не факт, что качественно выполненную), но зачастую по ее итогам оказывается, что пациенту «необходимо» лечение. К примеру, ему говорят: «У вас страдает зрение, вам нужно принимать такие-то и такие-то препараты». Причем приобрести эти препараты предлагается здесь же. Многие пациенты поддаются на уговоры и покупают ненужные пилюли. А насколько полезны (или даже опасны) эти препараты, проверить не представляется возможным.

Запись по телефону

Во второй поликлинике организована горячая линия, где можно проконсультироваться по поводу диспансеризации и записаться на нее: 54-59-81. Звонок бесплатный — Чем удобно работающему населению, особенно женщинам, записаться по звонку?

«Женщинам нужно проходить маммографию, которая делается в определенные дни женского цикла. Чтобы определить оптимальное время прохождения процедуры, мы рекомендуем пациенткам заранее позвонить и подобрать с медиком дату обследования. И в этот день она пройдет не только маммографию, а полностью всю диспансеризацию — и кровь сдаст, и ЭКГ с флюорографией сделает, и к специалистам сходит. Все результаты будут находиться у терапевта уже на следующий день. За заключением терапевта можно прийти и в нерабочее время — они работают до 20.00», — говорит Анна Кудряшева.

Добавим, что 6 мая вступили в силу новые правила проведения медицинских профосмотров и диспансеризации. Изменения коснулись перечня обследований и периодичности прохождения этих процедур (в зависимости от года рождения и категорий граждан).

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»