24 апреля 2019, 16:17

«Детям не хватает общения с папами»

Так уж повелось в нашем обществе, что вопросы воспитания чаще тревожат мам. Вспомните, много ли пап приходит на родительские собрания? Тем уникальнее опыт обычной вологодской школы, в которой активно действует совет отцов. Мужчины не только устраивают встречи и лекции для родителей, но и вплотную работают со школьниками. За два года на базе школы создано пять спортивных секций, в которых занимаются отцы и дети. О том, какое значение имеет мужской авторитет при формировании личности ребенка, мы беседовали с председателем совета отцов СОШ № 25 г. Вологды Максимом Брыниным.

«Помощь нужна?»

«Несколько лет назад в нашей школе сменился директор, у руля встал мужчина — Евгений Баландин, который раньше работал в институте права и экономики, — рассказывает Максим Брынин. — Пришел я на первое общешкольное собрание. На сто женщин, собравшихся в актовом зале, двое мужчин — я да директор. Я потом спросил у Евгения Александровича: «Помощь нужна?» Он ответил утвердительно, и я начал действовать. Так и родилась идея создать совет отцов. Откладывать задуманное в долгий ящик я не привык, поэтому вскоре закипела реальная работа».

Сейчас в совете отцов состоит около 300 человек, активно участвуют в мероприятиях человек 20 — 30.

Чем живет совет, можно понять, заглянув в его группу в социальной сети. Так, на одну из суббот намечен субботник. Ученики и родители определили территорию, которую предстоит привести в порядок, планируют убраться и на площадке подшефного детского сада по соседству.

Прокручиваем новостную ленту группы дальше. Событий хватает каждый день. Вот активные папы следили за ходом выборов нового президента ШУС (школьное ученическое самоуправление), пригласили на одну из встреч активистов ШУС местного маркетолога, который провел мастер-класс, в непринужденной обстановке поделился с ребятами практическими знаниями.

А вот члены совета отцов за чашкой чая побеседовали с начальником УМВД по Вологодской области Виктором Пестеревым — генерала заинтересовал опыт родителей.

Смотрим выпуск программы «Реальный папа». Это еще один проект совета отцов. Максим Брынин рассказывает о папах разных профессий, берет у них интервью. Подготовлено уже несколько видеороликов, героями которых стали сотрудник полиции, директор, главный инженер и др. Папы в них выступают в роли наставников, в том числе в профессиональном плане.

На катке и ринге

«Невозможно убедить ребенка или подростка в чем-то просто так, с ходу. Если ты не будешь иметь авторитет в его глазах, он не прислушается. Как завоевать уважение? Только личным примером, — делится опытом Максим Брынин. — Спорт имеет большое значение в воспитании, это отличный способ противостоять и вредным привычкам, и опасностям виртуального пространства. Благодаря усилиям совета отцов в школе работает уже пять спортивных секций — по джиу-джитсу, карате, боксу, волейболу и баскетболу. Бокс поначалу туго шел. Пришлось мне самому в 40 лет впервые надеть боксерские перчатки. Сейчас мы на регулярной основе занимаемся вместе с детьми».

Папы находят время и на то, чтобы собраться с ребятами на какие-то совместные уличные добрые дела— смонтировать и залить горку во дворе, расчистить каток. Совместный труд еще больше сплотил их и без того дружный коллектив.

Современные родители прекрасно понимают, что детей нужно защищать от различных угроз. Так, с большим вниманием мамы и папы прослушали лекцию череповецкого врача-психиатра, руководителя проекта «Защита» Юрия Афанасьева о нехимических видах зависимости.

«Для большинства из нас это стало откровением! — говорит Максим Брынин. — Родители впечатлились настолько, что на следующий день процентов 60 учеников пришли в школу с кнопочными телефонами вместо смартфонов. (Улыбается.) Конечно, в эпоху информационных технологий запретами ситуацию не спасешь. Мы стали глубже изучать этот вопрос, еще раз пригласили Юрия Валентиновича, сейчас и самостоятельно проводим лекции, встречи с родительской общественностью».

Получив новые знания, родители были готовы не только обмениваться мнениями, но и делать конкретные дела. Так, однажды вечером мамы и папы взяли в руки кисти и краски и отправились по своему району. На фасадах многих домов красовались крупные надписи с электронными адресами сайтов, на которых можно было заказать наркотик. За два часа работы родители закрасили более 250 таких адресов.

Вернуться в семью

Максим Брынин настолько часто бывает в школе, что его знают не только одноклассники дочери, но и многие другие ребята. Подростки здороваются на улице, останавливаются поговорить, что-то спросить, пишут в социальной сети.

«Разговариваешь с ними и понимаешь, насколько не хватает детям обычного общения, — говорит Максим Брынин. — У них ведь по глазам прочитать можно просьбу: «Скажи мне что-нибудь, чтобы я сделал, как ты говоришь». К сожалению, очень часто отцы, ссылаясь на занятость или усталость, отмахиваются от своих детей. В отсутствие контакта с отцом ребенок ищет авторитет в другом месте. Я вижу это по нашим ребятам, которые подходят и советуются, общаются с директором, тренерами на секциях, другими мужчинами из совета. Родителям, папам в особенности, нужно понять одну простую мысль: мы должны повернуться лицом к нашим детям и услышать их. Поверьте, для ребенка любого возраста это очень важно».

Максим Брынин два десятка лет служил в полиции. Сейчас он предприниматель, интересующийся точными науками и тонкими материями. С 2010 года вологжанин является действительным членом Российской академии естественных наук. Увлекается психологией, большое внимание уделяет особенностям работы головного мозга.

«Не секрет, что для становления личности ребенка важным является временной промежуток с двух до пяти лет, — говорит мой собеседник. — Именно в этом возрасте формируются стратегии поведения человека. Огромную роль играет авторитет отца, он является безусловным, причем неважно, мальчик подрастает в семье или девочка. А в нашей стране в последние десятилетия сложилась такая тенденция, что папы «выпали» из семьи. Они защищали Родину от врагов, трудились сверхурочно, чтобы прокормить семьи в периоды экономических потрясений. Другие спивались или уходили из семей, также не присутствуя в жизни детей. Вы вспомните про поколение 90-х. У этих подростков за время бесконтрольного времяпрепровождения сформировалось четкое понимание вседозволенности и модель поведения «я главный». А подростки никогда не могут быть главными. Это прерогатива взрослых. Мне вообще кажется, что нам нужно возвращаться к старым моделям поведения в семье. И я не о домострое говорю. Просто современные папы должны понимать важность своей роли в воспитании детей. Они должны больше времени проводить в семье, просто разговаривая, отвечая на вопросы своих детей».

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»