22 апреля 2019, 15:40

Откуда каждую весну в городах берется столько пыли и можно ли с ней справиться?

Пыль — неизменный спутник череповчан с того момента, как снег растаял, и до тех пор, пока он снова не выпадет. Откуда же каждую весну в городе берется столько пыли и можно ли с ней справиться? Попробуем ответить на этот вопрос вместе с читателями.

Что «посеешь»…

Всю зиму череповецкие дороги и тротуары посыпают песко-соляной смесью, и последствия этого весной очень заметны. Нынешней зимой, например, коммунальщики израсходовали около 25 тысяч кубометров такой смеси. Многие череповчане задаются вопросом, можно ли посыпать улицы чем—то другим. Той же гранитной крошкой или гравием, как это делают в скандинавских странах. То есть коммунальные службы не убирают снег до асфальта, а оставляют слой в несколько сантиметров, который потом укатывают с помощью спецтехники и посыпают этими улучшающими сцепление материалами. Весной гранит и гравий собирают специальными пылесосами, моют и хранят на складах до следующей зимы.

Как поясняют в департаменте ЖКХ, в Череповце такой номер не пройдет, поскольку зимой город должен содержаться в асфальте, а не в накате. Гравий, летящий из-под колес при контакте с асфальтом, — то еще удовольствие.

«Это две принципиально разные технологии, — говорит начальник департамента Артем Соколов. — Скандинавские страны находятся немного севернее, а в той климатической зоне, в которой расположен Череповец, за зиму температура может смениться с минуса на плюс до пятидесяти раз».

Как сообщают на предприятии «Спецавтотранс», сейчас грязь с прилотковой части дорог убирают три бригады дворников. Тротуары прометают 5 — 6 тракторов МТЗ. Их убирают медленнее, потому что техника работает в основном ночью, когда нет пешеходов.

Один из способов уборки смета продемонстрировали коммунальщики на улице Бабушкина. Сначала один погрузчик соскребает смет ковшом. Следом идет второй, который щетками собирает его в специальный закрытый бункер и отправляет в кузов самосвала. Завершают очистку поливальная машина и пылесос на базе КамАЗа, который всасывает остатки грязи.

По словам директора «Спецавтотранса» Игоря Фролова, в этом году вышла накладка, связанная с техническим обслуживанием пылесосов, однако ее удалось решить. С конца прошлой недели пылесосов на дороги стало выходить больше.

Завершится уборка центральных улиц к 1 — 9 мая.

Вместо газона

Откуда еще берется пыль? Большинство читателей, которые звонят и пишут в редакцию, называют одни и те же причины.

Во-первых, это изъезженные машинами газоны, где вместо травы каждый год сплошное грязное месиво.

Во-вторых, протоптанные горожанами тропинки. Яркий пример — пешеходный переход на разделительном газоне между Дворцом металлургов и Кванториумом. Если идти к нему со стороны Кванториума, все нормально. А вот если со стороны дворца, то большинство людей в этом случае предпочитают срезать путь, поскольку вымощенная тротуарной плиткой дорожка расположена под неудобным углом.

В-третьих, земля, которой время от времени подсыпают территорию вдоль тротуаров, если на ней ничего не выросло или ее ничем не прикрыли, рано или поздно оказывается под ногами пешеходов.

Впрочем, перечислять причины можно долго. Объединяет их то, к чему они в итоге приводят: открытый всем ветрам и ногам грунт.

В Правилах благоустройства территории города Череповца есть пункт 2.2.5, согласно которому запрещается повреждение либо уничтожение газонов, деревьев, кустарников, цветников, дорожек и площадок, растительного слоя земли. По идее, нарушение этого пункта и приводит к тому, что вместо травы то тут, то там появляются пыльные проплешины.

Однако, как пояснила журналистам начальник управления административных отношений Ольга Ларионова, такие факты в отношении пешеходов очень тяжело доказать. А за парковку на газонах сейчас в Череповце, к сожалению, не штрафуют. Остается самоконтроль.

Илья Драницин