27 марта 2019, 18:36

Уроки по химии помогают ходить в магазин

Организация Объединенных Наций назвала 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Ученые всего мира понимают нужность и важность химии в современной жизни. Однако, по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне считают химию одним из бесполезных предметов в школе. Почему? С этим вопросом журналисты «Голоса Череповца» отправились в школу № 10 на встречу с учителями химии Татьяной Зимоздра и Ольгой Головачевой. И вернулись в редакцию с багажом полезных в быту знаний и с глубоким сожалением о том, что когда-то плохо учили этот предмет.

На вопросы школьников о необходимости изучения химии оба педагога с первых уроков объясняют, что химия связана не только с другими учебными предметами, но и со всеми областями жизни. Школьники получают много полезных советов: чем мыться, какие продукты употреблять в пищу, что покупать и что не покупать.

Про пищевые добавки

«Мы живем в эпоху тотальной химизации и эрзац-продуктов. Эрзац – значит ненастоящий, заменитель, суррогат. Натуральной пищи практически не видим. Все содержит консерванты, красители, ароматизаторы и прочее», — говорит Татьяна Зимоздра. И приводит в пример задание из олимпиады, где на рисунке изображены тарелка, ложка, буква Е с числом 621. В задании речь идет о пищевой добавке из группы Е, а именно о глутамате натрия.

«Он был изобретен как пищевая добавка в Японии, получил название адзиномото, что означает «сущность вкуса», — рассказывает учитель. – Это усилитель вкуса, который добавляют в кетчупы, соусы, сухарики, чипсы, сухие супы и другие продукты. Вещество вкусное само по себе и способно усиливать вкус других продуктов. Но по некоторым исследованиям, глутамат натрия вызывает привыкание. Многие люди «подсаживаются» на него, что заставляет их потреблять продукты с ним все в больших объемах. Доходы производителя растут, а что происходит со здоровьем — неясно. Системных исследований не проводилось, но есть мнение, что это вещество неполезное».

Про «энергетики»

Татьяна Испульевна рассказала о проведенном учеными исследовании «энергетиков». У лабораторных крыс, на которых ставились опыты, разрушалась печень в результате длительного воздействия веществ, входящих в состав энергетических напитков: «Нам они подаются как некий стимулятор активности, добавляющий энергии и тонуса, но то, что они влияют на печень, мало кто знает».

Про спирты

Примеры, приближенные к жизни, использует на уроках и Ольга Головачева: «Скажем, изучаем тему «Спирты». Я рассказываю ученикам, что часто происходят отравления метанолом. И объясняю, что есть метиловый спирт – метанол, а есть этиловый – этанол. Они гомологи – вещества, принадлежащие одному классу. Как спасти человека, употребившего метанол? Надо дать ему этанол – он вытеснит метанол. Да, оба эти вещества вредные. Но одно из них не просто вредно, а смертельно. Ядом являются продукты окисления метанола, которые образуются в печени, когда она «чистит» кровь, так как получается тот же самый формальдегид (его раствор называют формалином), тогда как при окислении этанола образуется уксусный альдегид (тоже мало хорошего, но не смертельно). А дальше мы начинаем разбирать окисление спиртов. И так с разными темами. Через связь с жизнью возникает заинтересованность в изучении предмета».

Про мебель

Во время беседы мы узнали также, почему не стоит покупать в квартиру мебель экономкласса.

«В основном она собирается из плит ДСП низкого качества, пропитанных фенолформальдегидными смолами. Площадь помещений в квартире небольшая, объем воздуха небольшой, если такая мебель стоит около батареи, то идут испарения, выделяется фенолформальдегид, дышать которым вредно», — пояснила Ольга Юрьевна.

Про средства ухода

На своих уроках педагоги постоянно говорят школьникам: «Читайте этикетки, изучайте состав».

«К примеру, в составе крема могут быть метилпарабен, этилпарабен, пропилпарабен. Эти парабены для кожи лица не полезны. Даже если в названии такого крема есть приставка «фито-», которая сбивает покупателей с толку (можно подумать, что здесь натуральные добавки присутствуют), он не принесет пользы. Если же в составе крема парабенов не указано, зато есть травяные и витаминные добавки (например, токоферол – это витамин), экстракты трав (отлично, если указано, каких именно растений экстракты содержатся в креме), глицерин – это все безобидные вещества для кожи. Такой крем можно брать смело, — объясняет Татьяна Зимоздра. — В некоторых шампунях есть лаурилсульфат. Такой шампунь можно использовать, но он сушит волосы, и при систематическом употреблении волосы могут стать как проволока или солома. В свою очередь это и на кожу головы влияет (себорея, перхоть и пр.)».

Про серотонин

«При изучении аминокислот я говорю ребятам, что в аптеке продаются отдельные виды синтетических аминокислот. Начнем с такой, как глицин, — приводит еще один пример Татьяна Испульевна. — Безобидная аминокислота, самая простенькая по строению, которая считается полезной — помогает справиться с усталостью. L-карнитин – аминокислота, стимулирующая мышечную активность, она очень нужна тем, кто занимается спортом или у кого большие физические нагрузки. А совсем недавно появился гистидин – аминокислота, которая под действием химических процессов в организме превращается в серотонин. А серотонин – это гормон радости. Вот если хочется улучшить настроение, никаких наркотических, алкогольных, энергетических стимуляторов не нужно. Берите натуральную аминокислоту гистидин, и будете в хорошем настроении».

Татьяна Зимоздра, учитель химии школы № 10: «Детям нужно больше читать! Ведь даже на олимпиадах по химии некоторые задания подразумевают освоение учениками художественной литературы. К примеру, вопросы Всесибирской открытой олимпиады по химии включают в себя и задания на эрудицию и широту кругозора ребенка, а также на знание других школьных дисциплин. Например, был вопрос: какие драгоценные камни были на мече Годрика Гриффиндора? Если ребенок читал «Гарри Поттера», то он знает, что это рубины. Для чего это делается? Солидные вузы хотят видеть в своих студентах именно широту кругозора, эрудицию и начитанность».

Без реактивов

Кроме педагогических задач учителям химии приходится решать и чисто бытовые вопросы. Для проведения химических опытов на уроках не хватает реактивов. Система снабжения ими школ изменилась, а точнее, исчезла совсем вместе с Советским Союзом. Ранее она была централизованной. Школы Череповца снабжались через Вологду, где был некий центр поставки реактивов в учебные учреждения. По новым ФГОСам проведение опытов предусмотрено, а снабжение реактивами школ — нет.

По словам учителей, чтобы выйти из положения, они самостоятельно приобретают возможные реактивы в аптеках. Помогают и родители, работающие на производствах. «А с 2020 года на выпускном экзамене предусмотрена практическая часть, то есть дети должны работать с пробирочками, реактивами, а для этого их нужно научить. А соответственно, чтобы научить, это нужно иметь на уроках в течение года», – сетуют педагоги.

Ольга Головачева, учитель химии школы № 10: «Я считаю, что ребятам, которые замотивированы, изучать химию нетяжело. Когда они понимают, для чего им это надо, трудности преодолеваются легче. Но чрезмерное увлечение гаджетами, общением в соцсетях накладывает свой отпечаток: заинтересовать ребят сложно. Не всех, но многих».

По словам педагогов, предмет «химия» как наука для изучения усложняется с каждым годом, потому что открывается много новых соединений и элементов. Совсем недавно в таблицу Менделеева были добавлены еще несколько элементов.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»

19 апреля 2019
Череповецких педагогов премируют за талантливых учеников
Депутаты Череповецкой городской думы приняли решение об установлении городской премии имени И.А. Милютина педагогам, подготовившим талантливых учеников
19 апреля 2019
Хотят вернуть систему распределения
Большинство россиян хотят вернуть советскую систему обязательного распределения для выпускников вузов