27 марта 2019, 18:36

Уроки по химии помогают ходить в магазин

Организация Объединенных Наций назвала 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Ученые всего мира понимают нужность и важность химии в современной жизни. Однако, по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне считают химию одним из бесполезных предметов в школе. Почему? С этим вопросом журналисты «Голоса Череповца» отправились в школу № 10 на встречу с учителями химии Татьяной Зимоздра и Ольгой Головачевой. И вернулись в редакцию с багажом полезных в быту знаний и с глубоким сожалением о том, что когда-то плохо учили этот предмет.

На вопросы школьников о необходимости изучения химии оба педагога с первых уроков объясняют, что химия связана не только с другими учебными предметами, но и со всеми областями жизни. Школьники получают много полезных советов: чем мыться, какие продукты употреблять в пищу, что покупать и что не покупать.

Про пищевые добавки

«Мы живем в эпоху тотальной химизации и эрзац-продуктов. Эрзац – значит ненастоящий, заменитель, суррогат. Натуральной пищи практически не видим. Все содержит консерванты, красители, ароматизаторы и прочее», — говорит Татьяна Зимоздра. И приводит в пример задание из олимпиады, где на рисунке изображены тарелка, ложка, буква Е с числом 621. В задании речь идет о пищевой добавке из группы Е, а именно о глутамате натрия.

«Он был изобретен как пищевая добавка в Японии, получил название адзиномото, что означает «сущность вкуса», — рассказывает учитель. – Это усилитель вкуса, который добавляют в кетчупы, соусы, сухарики, чипсы, сухие супы и другие продукты. Вещество вкусное само по себе и способно усиливать вкус других продуктов. Но по некоторым исследованиям, глутамат натрия вызывает привыкание. Многие люди «подсаживаются» на него, что заставляет их потреблять продукты с ним все в больших объемах. Доходы производителя растут, а что происходит со здоровьем — неясно. Системных исследований не проводилось, но есть мнение, что это вещество неполезное».

Про «энергетики»

Татьяна Испульевна рассказала о проведенном учеными исследовании «энергетиков». У лабораторных крыс, на которых ставились опыты, разрушалась печень в результате длительного воздействия веществ, входящих в состав энергетических напитков: «Нам они подаются как некий стимулятор активности, добавляющий энергии и тонуса, но то, что они влияют на печень, мало кто знает».

Про спирты

Примеры, приближенные к жизни, использует на уроках и Ольга Головачева: «Скажем, изучаем тему «Спирты». Я рассказываю ученикам, что часто происходят отравления метанолом. И объясняю, что есть метиловый спирт – метанол, а есть этиловый – этанол. Они гомологи – вещества, принадлежащие одному классу. Как спасти человека, употребившего метанол? Надо дать ему этанол – он вытеснит метанол. Да, оба эти вещества вредные. Но одно из них не просто вредно, а смертельно. Ядом являются продукты окисления метанола, которые образуются в печени, когда она «чистит» кровь, так как получается тот же самый формальдегид (его раствор называют формалином), тогда как при окислении этанола образуется уксусный альдегид (тоже мало хорошего, но не смертельно). А дальше мы начинаем разбирать окисление спиртов. И так с разными темами. Через связь с жизнью возникает заинтересованность в изучении предмета».

Про мебель

Во время беседы мы узнали также, почему не стоит покупать в квартиру мебель экономкласса.

«В основном она собирается из плит ДСП низкого качества, пропитанных фенолформальдегидными смолами. Площадь помещений в квартире небольшая, объем воздуха небольшой, если такая мебель стоит около батареи, то идут испарения, выделяется фенолформальдегид, дышать которым вредно», — пояснила Ольга Юрьевна.

Про средства ухода

На своих уроках педагоги постоянно говорят школьникам: «Читайте этикетки, изучайте состав».

«К примеру, в составе крема могут быть метилпарабен, этилпарабен, пропилпарабен. Эти парабены для кожи лица не полезны. Даже если в названии такого крема есть приставка «фито-», которая сбивает покупателей с толку (можно подумать, что здесь натуральные добавки присутствуют), он не принесет пользы. Если же в составе крема парабенов не указано, зато есть травяные и витаминные добавки (например, токоферол – это витамин), экстракты трав (отлично, если указано, каких именно растений экстракты содержатся в креме), глицерин – это все безобидные вещества для кожи. Такой крем можно брать смело, — объясняет Татьяна Зимоздра. — В некоторых шампунях есть лаурилсульфат. Такой шампунь можно использовать, но он сушит волосы, и при систематическом употреблении волосы могут стать как проволока или солома. В свою очередь это и на кожу головы влияет (себорея, перхоть и пр.)».

Про серотонин

«При изучении аминокислот я говорю ребятам, что в аптеке продаются отдельные виды синтетических аминокислот. Начнем с такой, как глицин, — приводит еще один пример Татьяна Испульевна. — Безобидная аминокислота, самая простенькая по строению, которая считается полезной — помогает справиться с усталостью. L-карнитин – аминокислота, стимулирующая мышечную активность, она очень нужна тем, кто занимается спортом или у кого большие физические нагрузки. А совсем недавно появился гистидин – аминокислота, которая под действием химических процессов в организме превращается в серотонин. А серотонин – это гормон радости. Вот если хочется улучшить настроение, никаких наркотических, алкогольных, энергетических стимуляторов не нужно. Берите натуральную аминокислоту гистидин, и будете в хорошем настроении».

Татьяна Зимоздра, учитель химии школы № 10: «Детям нужно больше читать! Ведь даже на олимпиадах по химии некоторые задания подразумевают освоение учениками художественной литературы. К примеру, вопросы Всесибирской открытой олимпиады по химии включают в себя и задания на эрудицию и широту кругозора ребенка, а также на знание других школьных дисциплин. Например, был вопрос: какие драгоценные камни были на мече Годрика Гриффиндора? Если ребенок читал «Гарри Поттера», то он знает, что это рубины. Для чего это делается? Солидные вузы хотят видеть в своих студентах именно широту кругозора, эрудицию и начитанность».

Без реактивов

Кроме педагогических задач учителям химии приходится решать и чисто бытовые вопросы. Для проведения химических опытов на уроках не хватает реактивов. Система снабжения ими школ изменилась, а точнее, исчезла совсем вместе с Советским Союзом. Ранее она была централизованной. Школы Череповца снабжались через Вологду, где был некий центр поставки реактивов в учебные учреждения. По новым ФГОСам проведение опытов предусмотрено, а снабжение реактивами школ — нет.

По словам учителей, чтобы выйти из положения, они самостоятельно приобретают возможные реактивы в аптеках. Помогают и родители, работающие на производствах. «А с 2020 года на выпускном экзамене предусмотрена практическая часть, то есть дети должны работать с пробирочками, реактивами, а для этого их нужно научить. А соответственно, чтобы научить, это нужно иметь на уроках в течение года», – сетуют педагоги.

Ольга Головачева, учитель химии школы № 10: «Я считаю, что ребятам, которые замотивированы, изучать химию нетяжело. Когда они понимают, для чего им это надо, трудности преодолеваются легче. Но чрезмерное увлечение гаджетами, общением в соцсетях накладывает свой отпечаток: заинтересовать ребят сложно. Не всех, но многих».

По словам педагогов, предмет «химия» как наука для изучения усложняется с каждым годом, потому что открывается много новых соединений и элементов. Совсем недавно в таблицу Менделеева были добавлены еще несколько элементов.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»