7 марта 2019, 11:12

Что умели делать 10-летние девочки в середине прошлого века и что умеют их правнучки?

Каждая женщина — уникальная и независимая личность. Именно это стремились доказать представительницы прекрасного пола, когда в ХХ веке вели борьбу за равные права с мужчинами. И это им удалось. В частности, право на профессиональную карьеру мы получили.

Но вместе с тем и традиционные семейные обязанности никуда не делись: готовка, стирка, уборка. Разве что технологии значительно облегчили домашний труд. И если полвека назад матери были вынуждены приучать дочерей к ведению домашнего хозяйства сызмальства, то сейчас… А что сейчас?

По силам ли современным девочкам пришить пуговицу, связать шарф, приготовить борщ? Чтобы проследить, как изменились девичьи навыки со временем, мы поговорили с теми, кому было 10 — 15 лет несколько десятилетий назад, и с теми, кому столько сейчас.

С коромыслом за водой

Подготовка девочек к взрослой жизни начиналась рано, с шести — семи лет. Все рабочие навыки прививались не в теории, а на практике — показывались обычно матерью в процессе домашних либо полевых хлопот.

«Никакого труда мы не боялись, делали по хозяйству все, что требовалось, — рассказывает председатель совета ветеранов работников образования Череповца Галина Матреничева; ей в марте исполняется 80 лет. — Родилась я в Сокольском районе в деревне Алекино. Папа с фронта не вернулся, и мама одна воспитывала нас с братьями. Она работала телятницей, уходила на работу очень рано, и все домашние хлопоты ложились на нас: огород прополоть, воды наносить, за младшим братом присмотреть».

Галина Ивановна вспоминает, что, когда училась в пятом классе, ей приходилось жать ячмень, которым было засажено пять соток земли.

«У меня до сих пор остался шрам — серпом себе руку порезала. Врачей не было, сами врачевали-лечились. Мы и косить, и загребать, и корову доить с малых лет умели. Чтобы напоить коровушку да и самим попить, приходилось с коромыслом за водой ходить на ключ. А чтобы заготовить сена, преодолевали чуть ли не восемь километров пешком. В наши обязанности на покосе, кроме того как загребать сено, входило и дрова собрать, чтобы поставить чай на костре, пока все работают».

— В десять лет вы умели вышивать или вязать?

«Мои мама и бабушка хорошо вязали, а я так и не научилась — на них надеялась, — смеется Галина Ивановна. — А вот вышивать я умела хорошо. До сих пор хранятся некоторые вещи».

С семи лет — на покосе

Активист и волонтер Зоя Федуева, уроженка Вожегодского района, пятый год проживает в Череповце в доме ветеранов.

«Родилась я в 1951 году в деревушке Явенга. Папа работал бухгалтером в колхозе, а мама — дояркой. Детей росло в семье двое. Мы так же, как все, вставали в пять часов утра, занимали полосу, лен теребили. Шишки собирали да корье с деревьев драли, чтобы сдать государству и получить за работу копеечку. А потом накопленную сумму тратили на покупку пальто, часов, велосипеда. В пятилетнем возрасте ломали ветки — осину да березу, из них веники делали. А с семи лет уже стали ходить вместе с родителями на покос, — вспоминает Зоя Сергеевна. — С пяти утра и до ночи работали. Отец разбудит ранешенько, а нам так не хочется вставать. Еще бы, ведь мы в три часа ночи только с гулянки пришли — это когда постарше стали, уже начали с парнями гулять. Думаешь: сегодня точно гулять никуда не пойду, буду отсыпаться. Куда там! Вечер наступает — несмотря на усталость, бежишь».

Зоя Сергеевна рассказывает, что семья держала корову, теленка, овец, куриц, поросят.

«А на работе у мамы было в «подчинении» 12 коров. Все они паслись за несколько километров от деревни. Их всех нужно было и покормить (сена натаскать, воды принести с реки), и подоить, молоко убрать. Это все я делала, когда мне лет семь еще было, — рассказывает пенсионерка. — Как сядешь под корову доить, так сразу ноги задрожат — страшно, лягается! По несколько раз выскочишь из-под нее.

Родители и бабушка с детства привили Зое Сергеевне любовь к рукоделию — вязанию. Она по сию пору вяжет: шапки, шарфы, носки, коврики, чехлы на подушки. Все свои изделия раздает друзьям и знакомым.

Рано повзрослели

90-летняя череповчанка Лидия Уголкова, чье детство пришлось на военное время, вспоминает годы, когда нужно было работать, чтобы просто выжить, — с улыбкой. Родилась она в деревне Петряево Воскресенского сельского совета Череповецкого района. В семье было пятеро детей.

«Мать и отец работали в колхозе, — говорит Лидия Васильевна. — Когда началась война, отца забрали на фронт. Осталась мама одна с нами. Пришлось повзрослеть рано. У нас в семье все были заняты делом. Помню, как пойдет отец за лошадьми, так мы за ним. Значит, будем или навоз развозить, или пахать, или сено повезем корове. Из скотины у нас были овцы, корова, теленок, курицы. Мы были мал мала меньше, а лошадь уже умели запрягать».

Лидия Васильевна до сих пор помнит, как они — ребятишки, мама да тетя — пахали участок в 30 соток.

«К плугу привязывали веревкой доску. На нее опирались я, братья, мама, а тетя Поля за плуг держалась. Так и таскали его. Конечно, было тяжело. Но намного легче, нежели лопатой копать весь участок. Выращивали мы капусту, картошку, морковь — все свое. Поэтому и не умерли с голода».

Если землю пахали все ребятишки, то стирка ложилась на девичьи плечи. Ни мыла, ни стирального порошка не было. И приходилось маленькой Лиде с сестрами стирать белье щелоком из золы, а после бежать на ручей и полоскать его.

Шелковый платочек

Детство Валентины Малковой прошло в поселке Зеленый берег Кадуйского района. Те времена она вспоминает с любовью, хоть в детстве и было много обязанностей по хозяйству.

«Мы с малых лет помогали своим родителям на колхозном поле: на каждого человека выделялась сотка земли. Сажали в основном картошку и капусту, и дети тоже принимали в этом участие. Носили на поливку ведра с водой, пусть и не целые — по половинке, постарше ребятам уже доверяли прополку и окучивание. Работа на поле была в радость, особенно когда все собирались у костра и ели печеную картошку. В лесу мы тоже чувствовали себя уверенно, хорошо ориентировались, и родители не боялись нас отпускать. Уходили с подружками за черникой и морошкой, а к вечеру возвращались с полными бидончиками».

На девочек были возложены и заботы по дому, причем скидки на возраст не делались. Валентина Алексеевна до сих пор помнит, как когда-то тетя попросила ее погладить белье. Только вот при сортировке один шелковый платочек по ошибке попал в глаженье, и первоклашка Валя сожгла его.

«Так и стоит перед глазами этот тяжелый утюг и прилипшие к нему волокна платка. Ох, как я переживала! Но разве я могла знать, что нельзя гладить шелк!»

Одной из самых тяжелых обязанностей была, наверное, стирка белья зимой. Полоскать приходилось в проруби, в ледяной воде, руки мерзли до онемения. Затем вещи сохли на улице, после чего застывшее колом белье «отходило» дома. Но запах морозной свежести стоил всех усилий!

Основному делу обучены

В XXI веке у девочек нет насущной необходимости уметь все то, что умели их бабушки и прабабушки, потому что условия жизни кардинально изменились. Ну какие сенокосы и дойки, когда корову только в компьютерной игре про ферму видел? Но базовый набор навыков, которые остаются пока востребованными (или хотя бы теоретически могут пригодиться во взрослой жизни), девчонки получают за школьной партой. Для этого есть учебный предмет под названием «технология ведения домашнего хозяйства».

«На уроках девочки 5 — 7-х классов учатся шить изделия из текстиля (в 5-м классе — сарафаны, в 6-м — сорочку, в 7-м — юбку). Мы учим их вязать спицами и крючком. Готовим с ними блюда — завтраки для всей семьи, обед, выпечку, — говорит учитель технологии школы № 17 Елена Челышкова.

По словам педагога, школьницам в особенности нравится кулинария. На учебной кухне, в кабинете технологии, есть все необходимое для приготовления блюд.

«Я умею и люблю готовить, — говорит ученица 7-го класса школы № 17 Екатерина Шипякова. — Пеку торты, оладьи. Вообще, могу все приготовить, главное, чтобы был рецепт и продукты. Мое фирменное блюдо — макароны с мясным фаршем под сырной корочкой. Этому рецепту меня научила мама. А еще я могу вязать крючком, но это у меня плохо получается. Год назад на уроках технологии мы шили сорочку, было довольно сложно».
— Сейчас без подсказки сможешь сшить ее?
— Думаю, что смогу, но все равно нужно, чтобы кто-то меня контролировал.    
— Оторвавшуюся пуговицу сможешь пришить?
— Да, конечно! Помимо готовки, я еще убираюсь дома, глажу белье.

Пятиклассница Любовь Кириллова может сшить фартук, но признается, что если будет шить без контроля взрослых, то получится намного дольше.

«Если у меня порвется какая-либо вещь, я сама могу зашить, — говорит девочка. — И пуговицы могу пришить. Мне мама показывала, как это правильно делать. Еще я убираюсь дома, мою посуду, готовлю. И котлеты жарю, макароны могу сварить, пеку блины. Рецепт также мама подсказала. Если какая-то вещь запачкалась, то могу ее застирать руками».
— А спицами для вязания умеешь пользоваться?
— Вязать пока не умею.

Шестиклассница Ксения Садкова умеет и готовить, и печь разную выпечку, и дома убираться, и стирать вещи руками.

"Мама говорит, что у меня самые вкусные блины в доме получаются, — застенчиво улыбается Ксюша. — И оладьи могу испечь. Тесто делаю сама. На Новый год испекла в духовке пряничный домик. Получилось вкусно. Если что-то зашить или постирать — без проблем смогу.

Пожелаем девчонкам не останавливаться на достигнутом, чтобы при случае они могли сказать с небрежностью кота Матроскина: «Подумаешь, я еще и вышивать могу, и на машинке тоже…» И с праздником!

Диана Бушманова, Елена Молчанова, газета «Голос Череповца»