Папа может стать воспитателем в детсаду

Усиление роли пап подтвердил межведомственный городской круглый стол «Опыт отцовства», который прошел в Череповце в шестой раз. Его темой стала такая: «Папы и педагоги: эффективное партнерство».

«Делайте себя интересными»

...И вновь, как и в прошлом году, выносили столы и приносили стулья — мест в зале Центральной городской библиотеки им. В.В. Верещагина не хватило для всех желающих. Вновь женщины по привычке начинали делать это сами, но папы не позволили: тяжести носить — дело мужское.

И опять было видно: папы и педагоги — отличные команды, которым многое по плечу, в том числе создание общественно полезных проектов — их много родилось в процессе конкурса областной программы «Папина эстафета. Мужские стратегии — 2». Это отмечала и ведущая круглого стола методист дошкольного образования Ольга Цыбанова.

Открыл встречу зам. председателя городского общественного совета Денис Башаров, поделившись своим пониманием ценности отцовства.

И все настойчивее звучала идея: пора, пора уже папам объединиться, активнее участвовать в жизни детских коллективов! Даже такое предложение озвучил Руслан Халимулин, папа воспитанника детского сада № 12:

«Нужно, чтобы папы участвовали в жизни каждой группы. Это может быть программа, когда папа становится воспитателем — на час, на два. Папа хочет быть лидером — и покажет, как быть лидером! Это будет пример для мальчиков, прежде всего».

Сам Руслан Халимулин активно участвует в жизни детского сада, а на областном празднике к Дню отца в декабре провел потрясающий мастер-класс, который дети долго вспоминали. Так что он знает, о чем говорит. Его идея очень понравилась и педагогам, ее сразу взяли на карандаш.

Олег Синев, папа выпускника детского сада № 124, первый председатель клуба ответственных отцов, тоже открыл для себя важность участия в жизни не только ребенка, но и всего детского коллектива, о чем и рассказал на встрече. В этом детском саду воспитатель Ирина Федосова предложила папам проект плана совместных мероприятий; доработали его все вместе — и жизнь в детсаду изменилась. Сюжетно-ролевые игры, познавательно-игровые занятия, спортивно-игровые программы выходного дня, цикл «Папины уроки» — все это готовилось и проводилось вместе с папами. И не только. Участвуя в конкурсе «Папина эстафета. Мужские стратегии», мужчины-отцы решили: важно не только развлекать и даже не только развивать детей, но и давать им уроки доброты. Заключив соглашение о сотрудничестве с социальным центром «Забота», папы помогли нескольким его клиентам — людям с ограниченными возможностями здоровья.

«Таким людям нередко нужна именно мужская помощь — починить розетку, забить гвоздь. Кто это сделает? Конечно, мы, папы, — говорил Олег Синев, и в его словах чувствовалась справедливая гордость».

А как гордились папами дети, которых они брали с собой в эти семьи! Папа пришел — и все сделал, он все умеет, он помог людям.

Еще один папа, рассказав, как он был Дедом Морозом на новогодних утренниках, как это было здорово, посетовал: другие отцы в стороне. Просил совета: как сделать, чтобы и другие папы участвовали в жизни детского сада? Спрашивал: почему им это неинтересно?

На непростой вопрос «почему» подробно ответил врач-психотерапевт Борис Ершов («Речь» к этой важной теме еще вернется), отметив большую роль педагогов в работе с папами. И подсказал один из возможных шагов — как привлечь.

«Когда папа что-то делает в группе, дети гордятся, обсуждают это, хвастаются своим папой, — напомнил Борис Борисович, и многие мужчины заулыбались, вспомнив и свое детство. — Об этом надо рассказывать папам, приглашая к участию.

И чаще говорить с ними об успехах ребенка, обсуждать ситуации, советоваться. В наше время полноценное воспитание без взаимного участия невозможно.

А закончил специалист обращением к папам:

«Делайте себя интересными, развивайтесь — дети будут развиваться тоже».

С чего начать

Конкретным опытом — как привлечь пап к совместной работе, с чего начать — поделились воспитатели и педагог-психолог детского сада образовательного центра № 11. Столкнувшись с тем, что папы не слишком рвутся участвовать в делах, они задали себе вопрос: что не устраивает? Время мероприятий, их формат, неэффективный способ донесения информации или что-то другое? И провели большое исследование, в результате которого появились два интересных документа. Первый — социологический портрет папы этого детского сада; второй — карта интересов пап.

Выяснилось много любопытного. Например, папы предпочитают мероприятия на улице, а не в помещении («Если погода хорошая», — прокомментировали в зале, голосуя так же. «В плохую никто детей на улицу не отправит», — парировала Светлана Петрова, проводившая этот мастер-класс). Папам легче спросить о чем-то педагога в роли сказочного персонажа, чем в обычной ситуации. Было и забавное: папы мальчиков в анкетах отдали предпочтение спортивным мероприятиям, но на футбольный матч пришли папы... с девочками.

«Потому что папа боится проиграть перед сыном. В глазах сына он должен быть победителем. А перед девочкой — не совсем, — пояснили мужчины из зала».

В целом результаты исследования в детском саду и во время круглого стола оказались очень близки.

«Мы были как разведчики!»

С коллегой не во всем согласилась педагог-психолог детского сада № 63 Анна Малова. По ее мнению, анкетирование не всегда информативно: папы могут отвечать второпях, формально, не придавая значения. Поэтому выбрали другой способ узнать о папиных интересах. Первое — поговорить с мамами: мамы знают. Второе — спросить детей: чем папы занимаются с ними дома.

И третье — проанализировать странички в соцсети: по снимкам видно, что один папа любит рыбалку, другой — походы за грибами, у третьего много снимков мотоциклов... («Мы были как разведчики!»)

Так выявились интересы пап и их возможности.

«Понадобилось это потому, — поделилась проблемой Анна Сергеевна, — что папы не захотели участвовать в нашем проекте».

А случилось так. В течение трех лет папы вместе с педагогами реализовывали потрясающий проект «Школа выживания» — учили детей туристским навыкам, ходили с ними в походы, показывали, как пользоваться навигатором, компасом («Речь» рассказывала об этом подробно). Дети стали самостоятельнее, увереннее, даже пошли в секции, связанные с туризмом. Но подготовишки стали школьниками, в сад пришли новые дети и новые папы. И в ответ на предложение воспитателей продолжить увлекательный проект пожали плечами: «Да ну. Неинтересно». Не оказалось среди них пап-туристов.

«Но мы уже увидели, как благотворно участие пап влияет на детей, — продолжала Анна Сергеевна. — Если в садик пришел папа, для детей это уже событие. Мы стали искать другие формы участия мужчин».

И благодаря нашему исследованию нашли: наши новые папы прекрасно играли с детьми дома. Так родился проект «Играем с папой». Папы снова приходят в детский сад. Не каждый готов сам организовать и провести игру с детьми, это впереди, но многие папы участвуют в деятельности и уже начинают предлагать свои идеи.

Папины идеи

О том, какими бывают эти идеи, рассказали представители детских садов. В 86-м папы нашли много возможностей говорить с детьми о Родине, Великой Отечественной войне, нашей истории доступным языком. Участие в городском митинге на воинском мемориале; посещение памятника «Штыки»; чаепитие с папами в группе, когда все вместе говорили о войне и победе и пели военные песни. А потом, тоже все вместе, писали письма-треугольнички воевавшим родным — в прошлое из настоящего. О сегодняшней жизни, о себе.

Оказывается, самые сложные темы могут быть доступны пониманию малышей. Тем более когда рядом — папа.

«Дети подолгу обсуждали каждое такое событие, — говорила воспитатель Галина Травкина. — Вспоминали, рассказывали тем, кто побывать не смог».

Папы — заводилы, папы — фантазеры

В 9-м детском саду обнаружили: участвуя в мероприятиях вместе с детьми, папы забывают о взрослой суете и проблемах, снова становятся веселыми, озорными мальчишками. И им это нравится! Спортмарафон к Дню отца, папины мастерские, утренняя зарядка всей группой с папой, уроки пап-кулинаров... Наконец — Папина неделя!

«Папы могли прийти в детский сад в любое время, — с воодушевлением рассказывала старший воспитатель детского сада № 9 Елена Сипина. — А мы только рады. Папы помогают развивать двигательные навыки у детей, они ведут себя более логично, последовательно, чем мамы, — для детей это важно. Как важен и их мужской взгляд на окружающий мир. Да хотя бы просто книжку детям почитали — и то отлично!»
— А читали? — спросили ее.
— Пока нет, но надеемся!

Вот и еще одна идея для проекта в детском саду — читаем с папой.

Все чаще создаются неформальные объединения — папы начинают общаться и друг с другом. Один из таких примеров — клуб ответственных отцов в детском саду № 124.

«Никто, кроме нас»

«Когда мой сын пошел в детский сад, — рассказывал Тимофей Сафронов, папа ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — я заметил: на собраниях в основном присутствуют мамы, отцов немного. Но без мужчин в детском саду никак. Хозяйственные вопросы решают с папами — это понятно, не женщины это будут делать, а мы. Помню, как сделал песочницу на участке, как мне было радостно ее делать, как нравилось детям. Но намного важнее то, как мы взаимодействуем с ребенком дома. Как играем, дурачимся. Я сомневаюсь, что ребенок будет через годы вспоминать песочницу, а наши игры — будет».

Ответственное отцовство — это просто. Это значит: никто кроме нас. Сыну сейчас требуется лечение, мы ездим в Санкт-Петербург, но я стараюсь насытить программу и прогулками, разными событиями кроме лечения. Не скрою, мне пришлось перестроить себя, работать над собой, изменить требования к нему. Я понял, благодаря педагогам нашего детского сада № 131, что главное — не подготовка к шаблонным действиям, а проявление любви. И всем родителям, особенно отцам, я пожелаю: больше времени проводите с ребенком. А организаторам хочу предложить: расширить аудиторию, многим отцам было бы интересно и полезно услышать то, что прозвучало здесь сегодня.

Организаторы согласились, добавив: полезной была бы и инициатива самих мужчин. (Кстати, о том, что такое инициатива — как умение браться за новое дело, почему бывает страшно и неуютно даже мужчинам и что с этим делать, великолепно показала на мастер-классе педагог-психолог детского сада № 72 Светлана Морозова).

«Нужен женский гибкий подход — от этого увеличивается мужской потенциал, — резюмировали папы».

Ирина Ромина

25 марта 2019
Штраф за раздачу просроченной еды
Благое вроде бы дело пытался осуществить один из супермаркетов в Екатеринбурге, где горожанам стали бесплатно раздавать продукты с истекшим сроком годности. Но предприниматель попал на крупный штраф.
25 марта 2019
О первых результатах «мусорной реформы»
Количество отходов, свозимых на череповецкий полигон, увеличилось на треть