27 февраля 2019, 19:30

Вредит ли Интернет учебе детей

Взрослые негодуют на детей и тех, кто придумал Интернет: школьники обленились, не хотят штудировать книги и пособия, а вместо этого за каждым ответом лезут в поисковик. Вот мы в свое время!.. Но стоит ли отцам вновь ополчаться на детей?

О пользе зубной пасты

Среди последних новостей самого разного пошиба многих моих знакомых почему-то заинтересовала информация от «Яндекса», который обнародовал самые необычные запросы к поисковику от школьников, которые использовали Интернет при подготовке к урокам. Новость была топовой, и неудивительно: новости читают родители.

Юные пользователи (а также их родители, помогающие чадам с домашним заданием) искали информацию об «истории хлеба для начальной школы» и «тексте про ежа по карточке по русскому языку»; узнавали, как «нарисовать мимолетное виденье», «соединить скрепками ноги у лошадки из картона», «подобрать тезисы о пользе зубной пасты».

За год поисковик насчитал 130 млн запросов, связанных с учебой.

Отчего-то многие взрослые воспринимают тесное общение детей с Интернетом при подготовке к урокам как зло. Кроме тех, разумеется, кто сам, будучи родителем и желая поскорее расквитаться с «домашкой» своего ребенка, вбивает в поиск «сивка бурка иллюстрации к сказке 3 класс» или «рождение пуговицы окружающий мир».

Родители сетуют, что в наше время дети совершенно не умеют пользоваться печатными пособиями, ходить в библиотеку, искать информацию в словарях, как делали когда-то мы. Теперь ребенку достаточно постучать по клавиатуре или поработать с гаджетом — и вот оно, готовое решение.

Неправда и криводушие, содержащиеся в подобных заявлениях, и побудили меня взяться за перо.

В журнале «Ералаш»

Начнем с того, что я сам покривил душой: за перо я, разумеется, не взялся, а сел за клавиатуру. И с помощью поисковика узнал для начала, что такое диаграмма Эйлера — Венна (зачем это мне, расскажу ниже). Я не пошел для этого в библиотеку, хотя делал это раньше и сейчас даже имею читательский билет.

А многие бы взрослые на моем месте презрели Интернет и взялись бы за справочник? Но наши дети, мы считаем, должны, невзирая на неумолимый прогресс, пройти все круги ада (библиотека — не ад, это значение переносное), которые в свое время прошли мы. Не выглядит ли это двуличием?

Далее. Родители жалуются, что в Интернете дети ищут не информацию по предмету, а готовое решение того или иного задания, то есть банально списывают.

Действительно, еще одно исследование «Яндекса» показало, что больше половины школьников ищут в интернете готовое домашнее задание. Но!

После анализа поисковых запросов детей, интересующихся домашним заданием, и тех, кто не интересуется, выяснилось, что последних учеба не волнует вообще. И пускай поиск готового ответа выглядит как списывание, на самом деле именно такие дети лучше учатся и более мотивированы. А вот остальные вообще не ищут ответы на вопросы: им, судя по поисковым запросам, подавай романтику, кино или спорт.

И к слову, проблема списывания разве только теперь родилась? Не думаю, судя по километрам пленки из старого доброго «Ералаша», снятым именно на эту тему.

Все о бане

Вообще, о том, помогает Сеть в учебе или мешает, написано немало толковых статей. Просто, судя по всему, мало кто из родителей их читал. Но мы не будем здесь заниматься педагогикой, а просто сравним кое-что.

В одной из лекций автора Ольги Громовой по развитию информационной грамотности учащихся был описан алгоритм поиска информации шестиклассниками в школьной библиотеке. Библиотекарь задавала детям наводящие вопросы в духе «знаешь ли ты, что значит это слово», «как будешь выяснять» и так далее, пока кое-какие сведения не прояснялись. Выяснив значение слова, пытались понять, в каких книгах или статьях может быть более подробная информация об этом предмете.

Выглядит здорово: поиск не менее интересен, чем сама находка.

Но вот этот же автор попытался поискать со школьниками информацию в Интернете. Выбрали тему «все о бане» и вбили в поисковик слово «баня». Далее цитата: «В числе первых двадцати ссылок из ста получили восемь сайтов с информацией о продаже рубленых бань, два стихотворения о бане, статью о влиянии сауны на здоровье, рекомендации, как правильно париться и какие веники использовать, шесть реклам различных банных комплексов, статью «Как самому построить русскую баню», ссылку на словарь В. Даля (на пословицу о бане) и еще статью с названием «Кто про что, а вшивый про баню».

И здесь ребята поняли многое: что такое неточный поисковый запрос, что такое схема-кластер, как правильно составлять кластер на интересующую тему и вывести в итоге целый план исследования темы.

Мир не станет прежним

И вот, наверное, новость для многих взрослых, уверенных в том, что Интернет только на то и способен, что отуплять подрастающее поколение. В ЕГЭ по информатике уже много лет содержатся задачи, связанные с построением запросов для поисковых систем и в целом с работой поисковиков.

В частности, принцип отбора информации по поисковым запросам школьники изучают по диаграмме Эйлера — Венна, представленной, на секундочку, в учебнике математики Петерсона для третьего класса. Для третьего класса начальной школы!

В фантастических романах Аркадия и Бориса Стругацких описывается БВИ (Большой всепланетный информаторий) — некий прообраз современного Интернета. Сегодня работа с ним кажется забавной: задаешь запрос и ждешь несколько часов, чтобы получить одну-единственную справку. Ни тебе миллиона ссылок, ни реклам банных комплексов.

Не исключено, что когда-нибудь мировые правительства отрегулируют Интернет до платформы БВИ — многое на это намекает. Но в любом случае нам придется смириться с тем, что нашим детям жить в другом мире, который никогда не станет прежним.

Круг их знаний станет другим, да что там — круг профессий станет другим, и лучше, если к этой жизни они будут подготовлены. А лодырей во все времена хватало.

Андрей Савин