21 февраля 2019, 19:48

В работе машиниста есть место романтике

Труд машиниста — дело очень ответственное, требующее большого объема знаний и опыта, максимальной концентрации внимания и мгновенной реакции. Всем этим обладает наш герой Сергей Журин, чья профессиональная жизнь неразрывно связана с железной дорогой уже почти 35 лет! Машинист локомотивного депо г. Череповца не только досконально знает устройство электровоза, которым управляет, но и до мельчайших подробностей помнит каждый метр своего участка пути — повороты и насыпи, мосты и переезды, станции и светофоры.

Свою первую самостоятельную поездку в роли машиниста мой собеседник помнит так отчетливо, словно дело вчера было. 19 июня 1984 года выпускник вологодского железнодорожного техникума Сергей Журин впервые «встал к штурвалу» электровоза. Молодой, с горящими глазами, он перенимал опыт у старших наставников, вспоминая, как в детстве однажды побывал в кабине тепловоза.

«Мы жили на улице Мира и мальчишками часто гуляли по территории металлургического завода, — вспоминает Сергей Леонидович. — Помню, как-то раз мы оказались рядом с заводской железной дорогой и попросили машиниста, старенького дядечку уже, пустить нас в кабину. И он не отказал, подробно объяснял нам, как все устроено внутри».

Выбор в пользу профессии машиниста помогла сделать и… детская книжка. Однажды маленький Сережа Журин случайно увидел на столе библиотекаря книгу Аркадия Сахнина «Машинисты». После ее прочтения в душе мальчишки уже сформировалось решение, которое он еще не осознал до конца, — стать таким же смелым, умным и решительным машинистом, как герои из книжки.

Профессия действительно требует в первую очередь мужских качеств. Не случайно в машинисты не берут женщин.

«Помню, как первый раз в техникуме пришел на занятие по электрооборудованию, — рассказывает Сергей Журин. — Во всю стену — электрическая схема электровоза, огромная паутина проводов. Преподаватель трехметровой указкой что-то в ней показывает. Ну, думаю, никогда мне в ней не разобраться. Но стали мы эту схему узелок за узелком распутывать, дело это было непростое, долгое, но постепенно схема стала «оживать», и наконец мы уже не просто смотрели, а читали ее».

Также машинисту нужно досконально знать конструкцию и оборудование локомотива. Он одновременно решает несколько задач: доставить пассажиров или груз в пункт назначения в строгом соответствии с графиком движения, обеспечить их безопасность.

Кстати, вы знали, что поезд, на котором мы с вами едем, к примеру, из Череповца в Москву, машинисты передают друг другу — бережно и аккуратно, как эстафетную палочку?

Принцип незакрепленной езды заключается в том, что, допустим, машинист Сергей Журин ведет электровоз от станции Череповец до станции Данилов (в других направлениях — до Коноши, Буя и т. д.), а дальше в кабину локомотива пересаживаются его коллеги. Бригада Журина сменяет машинистов других поездов, к примеру Адлер — Череповец, и под ее руководством южный поезд следует до нашего города. Такая закольцованность движения — дополнительный залог безопасности, ведь машинист досконально знает свой участок пути.

Однако несмотря на все сложности и ответственность, в работе машиниста есть место романтике.

«Мне доставляет удовольствие водить поезда. Нравится ехать ранним утром, когда встает солнце. Открываешь окно — свежей землей пахнет или свежескошенной травой с полей… В городе мы этого не видим. А тут красота такая — цветущая черемуха, туман, опускающийся на поля… Но это все лирика, — улыбается Сергей Журин. — А если говорить серьезно, то мне нравится управлять. Это у нас, мужчин, в крови заложено. А еще приятно видеть результаты своего труда, вклад в развитие экономики нашей страны!»

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»