21 февраля 2019, 14:51

Умеют ли говорить дети XXI века

Стали известны результаты устного собеседования по русскому языку у девятиклассников. Череповецкие школьники показали неплохие умения и навыки: из 3191 сдававшего получили зачет 98,6 процента. Не смогли пройти собеседование 44 человека.

Всем, кто не получил зачет или не смог присутствовать по уважительной причине, назначен еще один день — 13 марта.

Результаты неплохие, но учителя отмечают: чтобы получить зачет, достаточно было набрать 10 баллов из 19 возможных («То есть не получить зачет — это совсем уж не говорить», было и такое мнение). Умеют ли на самом деле разговаривать — грамотно, доказательно, логично — череповецкие дети? «Речь» разбиралась в ситуации.

Ребенок учится говорить с первых дней жизни, слушая родителей и окружающих, но первые слова из его уст раздаются ближе к году, а словосочетания и предложения он осваивает, как правило, в возрасте около двух лет. Поэтому со своим вопросом мы пошли сначала в детский сад — именно там начинается целенаправленное развитие речи.

Ирина Лобанова, методист по дошкольному образованию:

«До 1991 года в дошкольных учреждениях была единая программа под редакцией Васильевой, где предписывалась глубокая работа над развитием речевых навыков: составление рассказа по картинке, пересказ, звуко-буквенный анализ слов — подготовка к грамоте. Сегодня программы разные: одна больше направлена на развитие логики, творчества, другая — на развитие эмоций, коммуникацию и т. д. В федеральном стандарте вопросы развития речи тоже не прописаны четко. Речевое развитие стало западать, когда отказались от пальчиковых игр (помните от наших бабушек — «сорока-ворона» и другие). Они ушли из семьи, из программ детского сада, а именно эти игры помогали развитию речи малыша».

В процессе исследования темы встретилась такая точка зрения: сегодня в начальной школе дети почти не пересказывают тексты, мало учат стихи.

Светлана Ожигина, заместитель директора школы № 5, методист по начальному общему обра-зованию, опровергает:

«Количество стихов, которые учит ребенок в начальной школе, определяется стандартом образования: не менее 10 в год. Но уроков чтения — да, стало меньше, рекомендуется всего два-три в неделю. Это произошло из-за введения новых предметов — иностранного языка и др. Есть резервные часы, которые педагог может использовать так, как считает нужным; мы в нашей школе добавляем именно уроки чтения, в некоторых других выбирают информатику или иностранный язык. Но есть общероссийская тенденция: у детей, которым почти с рождения дают в руки телефон, планшет, развивается клиповое мышление — на основе картинок. Плюс сленговый язык молодежи, основанный на междометиях. А чтобы мышление было связным, чтобы человек мог уловить мысль, удержать ее, развить — необходимо читать. Мы же уже сейчас имеем нечитающее поколение. Гаджеты заменяют все, даже родителей. Некоторые мамы и папы хотя бы включают детям аудиозаписи детских книг, но обсуждения их нет совсем».

— Может быть, организовать семейные клубы, где учителя вместе с родителями и детьми обсуждали бы прочитанное?

«В школе № 21 учитель Ирина Борисовна Ященко проводит уроки семейного чтения; возможно, есть такой опыт и в некоторых других школах. Проходят тематические родительские собрания — как приучить ребенка читать».

Каковы же впечатления педагогов, которые беседовали с 9-классниками? Мы спросили методиста Марину Макарову, принимавшую зачет в школе № 21, и услышали:

«Впечатления самые замечательные. Заданий было четыре. С чтением текста вслух хорошо справились все. Пересказ с привлечением дополнительной информации оказался труднее, но тоже по силам. Последние два — монолог по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором — показали не только речевые навыки, но и кругозор, мировоззрение школьников. Девятиклассники могли раскрыться, проявить творчество, их высказывания очень порадовали».

Ирина Ромина