13 декабря 2018, 7:26

Профессия танцора-народника стала напряженнее

Профессия танцора-народника стала напряженнее, если не сказать опаснее. На днях русофобы сорвали концерт ансамбля имени Александрова в Польше. «У нас недавно во Франции было то же самое», — рассказал «Речи» худрук «Русского Севера» Евгений Максимов.

Под аккомпанемент провокации

«Мы выступали в Тулузе во время полуторамесячных гастролей по Франции, когда на сцену выбежали люди с какими-то антироссийскими заявлениями, — рассказал Евгений Максимов. — Публика отреагировала неодобрительно, а мы вынуждены были прервать номер, но они еще ждали нас за кулисами. Настроение, конечно, они нам подпортили на всю поездку».

— У вас есть указания для артистов на случай подобных происшествий — например, немедленно покинуть сцену или, напротив, танцевать до победного?

Да нет, конечно. Такого ведь никогда прежде не случалось за много лет моей работы с коллективами. Мы ведь весь мир объехали с концертами, в США много раз выступали, целые гастрольные туры у нас там были, и никогда никаких эксцессов. Вообще хочу сказать, что в последние три года зарубежных гастролей стало меньше. Российские коллективы не хотят приглашать, опасаясь этих самых провокаций. Нам объясняют, что и сегодня хотели бы видеть нас в разных странах, потому что русские коллективы традиционно самые сильные. Но угроза провокаций существует, и организаторы боятся. В прежние годы у нас по три-четыре зарубежных поездки было в год, а сейчас — одна. Уже могу сказать, что в июле в 2019 года мы будем выступать во Франции по линии ЮНЕСКО — три концерта в Париже и две недели гастролей по стране. Организатор концертов посмотрел наши видеозаписи и выбрал наш спектакль «Древо жизни» о северном фольклоре. Спектакль старый, но пользуется за рубежом неизменной популярностью.

— Помимо Франции где «Русский Север» побывал в уходящем году?

«Объехали с концертами города Серебряного ожерелья России, в других регионах побывали. В конце ноября мы выступали на Днях Вологодской области в Берлине. Этот год получился для коллектива очень насыщенным на события и победы. Весной мы стали победителями международного конкурса во Владимире, завоевали Гран-при. Было немало и персональных премий у певцов и танцовщиков, наш оркестр также не раз отмечали престижными премиями».

— Афишу 2019 года вы откроете одними из первых среди ансамблей Вологодчины — в новогоднюю ночь. Как артисты реагируют на концерты в новогоднюю ночь?

«Привыкли. Я сам лет тридцать, наверное, не отмечал Новый год как нормальные люди. Постоянно где-то выступаем. Кстати, в этом году впервые за последние годы будем выступать в новогоднюю ночь в Череповце, а до этого постоянно в Вологде работали. А артисты? Они не ропщут, по-моему».

— Часам к четырем ночи они попадут за домашний праздничный стол?

«Не знаю, успеют ли к четырем часам. Мы до трех часов выступаем, а еще нужно переодеться и добраться».

«Вдоль по Вологде»

— Расскажите о новой программе «Вдоль по Вологде».

«Русский Север» — брендовый коллектив, который представляет Вологодскую область в России и за рубежом. И нас давно просили сделать программу, посвященную Вологде. «Вдоль по Вологде» — это красочное действо, состоящее из четырех картин. Зрители увидят страницы истории и традиции нашего края, услышат песни на стихи известных вологодских поэтов. Покажем наш фольклор, сцены из рекрутского набора XVII — XVIII веков, широкую вологодскую ярмарку и гулянья на Вологде-реке. А откроется программа композицией «Былина о Вологде». Нашему главному хормейстеру Михаилу Юрченко удалось записать у деревенских жителей настоящую вологодскую героическую былину, в которой даже Илья Муромец упоминается. Задействуем в программе народные музыкальные инструменты, бытовавшие в нашем крае, и совершенно новые костюмы порадуют горожан. Мы уже показывали программу в Ярославле, и там ее приняли с восторгом, не хотели отпускать со сцены.

— Ваши танцоры пляшут так, что искры из-под ног летят. Наверное, обувь приходится часто чинить. Штатного сапожника в коллектив не приняли?

«Нет, отдаем специалистам, которые профессионально занимаются ремонтом обуви. А что обувь у нас летит, это правда. Каждый год пар по 40 — 50 выбрасываем, как пришедшие в негодность. Некоторые удивляются: почему такой расход обуви? Мы показываем».

— Каков средний «пробег» концертного сапога?

«За 20 — 30 концертов снашивается практически полностью. Нужны набойки и ремонт. К сожалению, сапог, которые не снашиваются, пока не придумали».

— Случаются ли травмы у танцоров?

«Конечно, и, к сожалению, довольно часто. Рвутся ахиллы и мениски, происходят сильные растяжения, когда на месте мышцы появляется шишка. Случаются даже переломы на сцене и на репетициях. Иногда нам даже приходится менять спектакль, если артист травмировался. Возрастные артисты работают фактически на уколах. Потопай-ка двадцать с лишним лет, что тут будет с суставами? У нас в России хотя бы сцена деревянная, а за рубежом нередко на асфальте или бетоне танцуем — колени выскакивают».

— Повышение пенсионного возраста на танцорах отразилось?

«Да. Раньше им до пенсии нужно было двадцать лет работать. Объявили, что повысят до 25. Артист хора раньше вырабатывал 25 лет, сейчас будет 30. То есть если артист балета начал танцевать в 18-летнем возрасте, то нужно работать до 43 лет. У нас в коллективе есть артисты в таком возрасте. Тут все зависит от индивидуальных особенностей и от того, как человек разминается, готовится к выступлениям и вообще относится к своему здоровью. Разминка очень важна — зачастую травмы случаются из-за того, что размялись плохо. Не разогрели мышцы, и они порвались».

— К слову, о возрастных артистах. Их дети приходят в «Русский Север»?

«Пока нет. Вообще хочу сказать, что в танцевальных коллективах есть кадровые проблемы, особенно с мужчинами. Не только у нас, у всех. Мы мечтаем о том, чтобы организовать студию при «Русском Севере», в которой мы могли бы воспитывать для себя кадры. Другая моя мечта — открыть специальное отделение в вологодском музыкальном колледже. Пока артисты есть, но, если сейчас ничего не делать, через 10 лет может быть кадровый голод».

Сергей Виноградов