12 декабря 2018, 18:46

Куда пропадают бесплатные талоны к зубному?

«От улыбки станет всем светлей!» — утверждает детская песенка. Однако не от каждой улыбки окружающим становится светлей и приятней. Красивая и белозубая, она радует глаз. «И опустошает кошелек!» — подумали сейчас многие. Да, поход к стоматологу в наше время — удовольствие не из дешевых. Люди даже кредиты берут — «на зубы», при этом сокрушаясь, что «бесплатно-то не попасть». «Голос Череповца», собрав вопросы читателей, отправился «на прием» к главврачам стоматологических поликлиник.

30 минут на пациента

«Да, мы ощущаем нехватку кадров, стопроцентной укомплектованности у нас нет. Но это не значит, что по полисам ОМС попасть к врачу невозможно, — говорит Ирина Зайцева, главный врач БУЗ ВО «Череповецкая стоматологическая поликлиника № 1». — В рамках ОМС проходит порядка 88 % пациентов, и лишь 12 % получают услуги платно. Более того, поскольку у поликлиники нет прикрепленного населения, врачи обязаны принимать всех. Мы оказываем помощь всем обратившимся пациентам, имеющим медицинский полис, — и из района, и даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Столичные гости, приезжая к родственникам, идут в наши поликлиники, потому что, как они утверждают, в их городах посещение стоматолога обходится дорого».

Часто горожане недоумевают: коридоры в поликлинике пустые, перед кабинетами нет очередей, а талонов выдают мало. Чем заняты врачи? Людей раздражает, что пациентов принимают, как им кажется, слишком долго.

Как пояснила Ирина Зайцева, у стоматологов есть свои нормативы, согласно которым, на каждого пациента отводится 30 минут. Соответственно, в стоматологических учреждениях нет такой проходимости, как в обычных поликлиниках, когда каждые 5 — 7 минут проходит по пациенту.

"Раньше у нас была система, когда человек один раз брал талон и мы лечили его до полной санации. Опыт показал, что попасть к врачу было еще сложнее. Сейчас у нас система — лечение одного зуба (до пломбы). Даже если человек с одним зубом ходит два, три, а то и четыре раза, все равно пациентов обслуживается больше, — уверяет Ирина Сергеевна.

«Ваш талончик!»

О том, что череповчане осаждают стоматологическую поликлинику с раннего утра, известно всем. Ситуация не меняется уже много лет. Теперь бывает, что желающие попасть на бесплатный прием занимают очередь не с четырех утра, а даже раньше.

«Попасть на хирургический прием (удаление) — с этим особых проблем нет, — говорит главный стоматолог города. — Сейчас у нас работают 3 стоматолога-хирурга. В ближайшее время мы ожидаем еще одного хирурга. На терапию, конечно, попасть сложнее. Больше 9, максимум 10 человек за смену врач физически принять не может. Просто времени приема не хватит. По факту у нас принимают в смену по пять врачей в лечебно-хирургическом отделении № 1 и по три врача в отделении № 2, на улице Бабушкина, 21. Все они несут большую нагрузку, учитывая, что должны еще оформить медицинскую документацию в электронном виде.

Ирина Зайцева обращает внимание на то, что довольно большое количество талонов теперь выдается через Интернет. Запись проходит через лист ожидания, в котором на данный момент около 400 человек; срок ожидания приема при интернет-записи составляет 1 — 1,5 месяца.

«Кроме того, согласно программе госгарантий, поликлиника предоставляет талоны льготной группе пациентов — это участники боевых действий, инвалиды, почетные доноры и другие, — говорит главврач. — Отдельно скажу об обслуживании беременных женщин. В программе госгарантий про них не сказано ни слова. Но мы им даем талоны, не заставляя ждать очереди, так как понимаем, что у них ограниченный срок лечения, его желательно проводить только в среднем триместре беременности».

Не просил, а лечат!

Если на лечение зубов еще можно попасть бесплатно, то за протезирование зубов в любом случае придется заплатить.

«Зубопротезирование не входит в программу госгарантий, в которой четко прописано — «лечение заболеваний зубов и полости рта, за исключением зубопротезирования», — констатирует Ирина Зайцева. — Для качественного протезирования необходимо провести соответствующую подготовку. То есть, если бы человек не стал протезироваться, то соседние зубы, возможно, и лечить не потребовалось бы. Например, не очень хорошо запломбированы каналы, но зуб при этом не болит. Для протезирования такой зуб надо перелечивать. Пациенты возмущены: почему это платная услуга? Потому что это не заболевание, а определенная часть протезирования».

Врач пришел, а пациента нет!

Огромные очереди на прием и в детской стоматологии. Читатели возмущаются: «Почему нас записывают на прием через год?!»

«Да, у нас есть очередь, — соглашается Елена Аншукова, главный врач БУЗ ВО «Череповецкая детская стоматологическая поликлиника». — Мы принимаем деток как из Череповца, так и из района. Потому что детских стоматологов, кроме нас, больше нет. Не отказываем и иногородним пациентам. Раньше очередь была длиннее. Теперь около 9 — 10 месяцев».

Елена Викторовна отмечает, что записываясь через Интернет, попасть на прием можно через месяц, максимум три. Пациентов с острой болью принимают в день обращения. При этом в детской стоматологии действует правило «первичного талона», то есть достаточно взять талон один раз, чтобы не только проблемный зуб вылечить, но и провести полную санацию.

«Бывает, пациенты спрашивают: «А почему только пять талонов к врачу? Он, что, остальное время просто сидит?» — рассказывает главный детский стоматолог. — Нет, он вообще не сидит. Он принимает повторных пациентов, которых себе назначил. Кроме того, принимает пациентов с острой болью. У нас врачи за смену (пять с половиной часов плюс полчаса на заполнение документации) в среднем принимают от 15 до 20 человек. По статистике, за неделю мы выдаем по 200, а бывает и по 290 талонов с учетом записи через Интернет и регистратуру. Очень обидно, что многие не приходят. За последнюю неделю таких было более 40 пациентов. И если бы нас предупреждали о неявке, мы бы другого ребенка из очереди полечили».

В этом году на работу в медучреждение пришел один молодой врач.

«Сейчас от нашей поликлиники учатся шестеро ребят по целевому направлению, — говорит Елена Аншукова. — Мы надеемся, что в следующем году наш штат пополнится шестью молодыми врачами».

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»