Школа искусств изменила мировоззрение целого микрорайона

Первый городской форум преподавателей дополнительного образования сферы культуры «Ресурс будущего» прошел в большом концертном зале детской музыкальной школы № 1 имени Е.А. Колесникова в рамках городского проекта «Учитель — рулевой планеты».

Первый форум

Выступавшие на форуме представители органов власти говорили о важности дополнительного образования детей, возможности для каждого ребенка раскрыть и развивать свои таланты. О трудностях: современные дети нередко погружаются не в искусство и творчество, а в гаджеты; как вернуть их к нормальной жизни?

Педагогов это тоже волнует. А еще — невысокая заработная плата, не всегда понятные изменения в дополнительном образовании в сфере культуры, сложность работы с учениками, которые часто не хотят учиться, низкая мотивация. Поэтому на форуме речь шла и о том, как избежать профессионального выгорания (беда педагогов, социальных работников и представителей других подобных профессий); как заниматься проектной деятельностью; вести занятия с детьми-инвалидами (инклюзивное образование развивается); как, наконец, успешно пройти аттестацию, что тоже значит немало.

Наверное, самым оптимистичным и вдохновляющим было выступление с несколько шаблонным названием: «Успешное развитие учреждений дополнительного образования в современных условиях».

Школа искусств снижает преступность?

Одним из основных выступающих была директор московской детской школы искусств имени М.А. Балакирева (самой крупной такой школы России) Ольга Смирнова. К слову — выпускница череповецкой музыкальной школы № 3 (теперь это школа искусств). Больше всего из рассказанного ею меня поразил факт:

«Когда школу имени Балакирева только что открыли (в Выхино-Жулебино, спальном районе Москвы), район был депрессивный, преступность высокая. Квартиры стоили меньше, чем в других аналогичных районах. Теперь стоимость квартир сравнялась».

То есть школа искусств своим присутствием, своей работой повлияла на настроение и даже мировоззрение целого микрорайона, на стоимость недвижимости. Что за чудеса?

Когда слушала Ольгу Алексеевну — и во время ее выступления, и после, — порой возникало ощущение нереальности: в наше ли время это все происходит? Рядом с нами? И дело не только в том, что в школу приезжают делегации из разных стран — изучать, что такое российское художественное образование («Пока все еще лучшее в мире», — уточнила Ольга Смирнова). И даже не в масштабах самой школы («У нас есть все специальности: музыка, изо, хореография, театр... Даже цирк. Есть студия звукозаписи, музей художественного образования». Перечислять все не буду: у школы отличный сайт). И даже не в том, что финансирует школу правительство Москвы так, что 1600 детей учатся на бюджетных местах, то есть бесплатно. Поражали масштабы работы коллектива, смелость мышления, способность отваживаться на грандиозные проекты и реализовывать их.

— Как вы уходите от рекомендаций министерства? — спросил в конце кто-то из участников, имея в виду обилие ограничений.

«Вы правильное слово сказали: «рекомендации», — откликнулась Ольга Смирнова. — А все, что не запрещено, — разрешено».

Детям для развития нужен успех. Юным музыкантам необходима сцена — выступления на публике. Об этом говорил и основатель нашей первой музыкальной Евгений Колесников, и его ученик и продолжатель Валерий Столяров, это аксиома и для сегодняшних педагогов. Но есть, например, такая трудность: мало учеников по классу духовых инструментов. Оркестр не создать. Выступления соло не всегда возможны. Что делает Балакиревская школа? Объединяет коллективы! В стране уже 15 школ носят имя Балакирева, и это одна команда. Проходят встречи педагогов и руководителей, разрабатываются совместные проекты. Что дальше? Директор находит сцену — ни много ни мало Красную площадь! Создается духовой оркестр (участники — дети из разных городов) и дает концерт на главной площади страны. А потом начинаются выступления по стране («Об одной из наших девочек, флейтистке, местное телевидение сюжеты снимает: она одна в своем городе такая»).

Не безнадежно?

— Вы общаетесь с директорами, педагогами музыкальных школ из разных регионов. Какие общие проблемы?

«Недостаток финансирования, — на задумываясь отвечает на вопрос журналиста «Речи» Ольга Смирнова. — Но есть и проблема кадрового дефицита. Молодежь очень плохо идет в нашу сферу. Есть проблема падения имиджа преподавателя. Но мы очень мало говорим о таких вещах, в основном живем своей яркой жизнью — создаем проекты, реализуем. Живем другими интересами, думаем о том, что надо делать, думаем позитивно — и делаем».

— Что вы думаете о системе дополнительного образования в сфере культуры в целом?

«Нашу систему надо сохранять, развивать, и у каждого ребенка должен быть шанс заниматься искусством. Мне нравятся некоторые нововведения — мы первыми ввязались в проект «Активное долголетие», и за год я увидела колоссальный результат. Наши пенсионеры обрели вторую жизнь. Мы уже сделали выставку их работ. Деньги на проведение занятий нам перечисляет департамент социального развития. Это правильная переориентация денег. То, что они делали у себя в соцзащите, создавали кружки, — должны делать профессионалы. Есть бабушки, которые всю жизнь мечтали рисовать, окончить художественную школу; они получили эту возможность, рисуют под руководством опытного педагога — и получается!»

— Какие проекты вы считаете самыми яркими?

«Например, проект «Отец плюс птенец». Мы предложили папам вместе с детьми выехать на несколько дней на природу, на базу «Земля — планета людей» в Костромской области. Эти смены были одним из лучших наших проектов. Два терема в русском стиле — и активный отдых. Папы с детьми играли в хоккей, выжигали, пилили дрова, готовили — было полное погружение в русский быт. Это был прорыв с точки зрения общения. Сейчас у нас в родительском комитете восемь пап, и возглавляет его отец».

Школьная аура

Балакиревская школа — на окраине Москвы, у МКАДа. Можно было бы сказать, «на задворках». Но яркая жизнь, которую организовали вокруг себя педагоги, уровень их профессионализма привлекают родителей: они хотят учить детей именно здесь и... меняют квартиры на жилье поближе к школе, чтобы не тратить часы каждый день на дорогу. И создается в районе особая аура. Больше становится позитива, люди быстрее откликаются на предложения — посещать мероприятия платного абонемента вместе с детьми, концерты. Предложения эти и появляются в ответ на спрос: педагоги и отдел маркетинга отслеживают, что необходимо детям и взрослым, что будет востребовано.

Можно ли что-то из этого опыта взять в Череповец? Спрашивая педагогов, я слышала в ответ: «не знаю...», «я не директор...». Грустно. Но надеюсь, не безнадежно: состоялся же форум, и зал был полон.

Ирина Ромина

19 декабря 2018
Растет дискриминация по возрасту
Более половины работодателей в России открыто заявляют, что отказывают в приеме на работу соискателям старшего возраста
19 декабря 2018
Юные череповчане будут лечиться через общение с кошками
Центр фелинотерапии, дом для родителей и детей, социальная мини-пекарня — в Череповце состоялась защита выпускников образовательной программы «Акселератор социальных проектов»
19 декабря 2018
Алкоголь, шрифты, проверки бизнеса и зажигалки
Нельзя. Запретительные инициативы недели — в традиционном обзоре газеты «Речь»