19 августа 2018, 9:51

Речной вокзал в Череповце оказался в списке Эрмитажа и на грани исчезновения

Вместе с Воскресенским собором, усадьбой Гальских, памятниками медсестре и металлургам пристань «Череповец» гордо красуется в числе десяти самых интересных туристических мест в Череповце. Такой рейтинг опубликовал в своём Инстаграме государственный музей Эрмитаж. С пометкой: «важная историческая точка промышленно-торгового пути между севером и югом. Сейчас пристань «Череповец» сохраняет дух уходящей эпохи».

В реальности вместе с эпохой, похоже, уходит и сама пристань. В небытие. Везде ржавое железо, покосившееся ограждение. Попасть внутрь невозможно — частная собственность. При этом череповчане помнят этот вокзал совсем другим.

Евгений Ефремов, житель г. Череповца: "Здесь наверху были хорошие кафе. И на первом этаже были пассажиры, которые брали билеты. Рейсов было очень много. Рейсы были и на обычных теплоходах, и на скоростных судах. Сам вокзал снаружи не кажется большим, а внутри было большое помещение, торжественное такое, я бы сказал«.

Существует устойчивое представление о том, что этот речной вокзал родом из 19 века. Свою роль в формировании этого мнения сыграл фильм «Жестокий романс», действия которого разворачивались как раз в это время и на подобном речном вокзальчике. Также существует легенда о том, что эту речную пристань использовал сам Милютин. К сожалению, это не так, говорят музейщики. Череповецкий вокзал и плавучие гостиницы того времени не сохранились. Ну, а этот речной вокзал был построен в советское время

Ольга Кислякова, заведующий музеем-домом Ивана Андреевича Милютина: «Построен он был в 1955 году на Городецкой верфи, на бетонном основании. И имеет самое непосредственное отношение к городу современному. 55-ый год — это металлургический завод. Это первый металл».

Тогда начинался новый — промышленный - Череповец. Однако город металлургов умело сохранил в себе все начинания, которые появились при Милютине и других меценатах, развивавших судоходное дело, отмечают музейщики. И подчеркивают, что речной вокзал разумеется нужно сохранить. Вопрос как? Если городские власти и владелец дебаркадера не могут найти общий язык.

Маргарита Полунина, заместитель мэра г. Череповца: "В настоящее время неисполнение судебных решений об освобождении акватории в районе Соборной горки собственником находящихся там судов, в том числе и дебаркадеров тормозит развитие этой территории. И со своей стороны мы, конечно, понимаем, что данные дебаркадеры, наверное, являются исторически значимыми объектами для жителей города и гостей. Конечно, хотелось бы их в каком-то виде сохранить".

Город предлагал владельцу выкупить речной вокзал, добавил помощник мэра Сергей Климушкин. По его словам, предприниматель запросил слишком большие для города деньги. Сам Александр Желтов утверждает, что никаких переговоров на тему продажи вокзала не было. Предпринимателя по суду обязывают убрать дебаркадер.

Александр Желтов, владелец речного вокзала: "Сейчас нет никакого, только вот записки в прокуратуру природоохранную, ещё куда-то. Ни разу такого диалога не было. Это проект может быть только совместный: бизнес и власть«.

По словам Александра Желтова, к сотрудничеству с городом он готов. И даже ведёт переговоры с одним из депутатов городской думы. Предприниматель владеет речным вокзалом с 2003 года. Плавучую достопримечательность старается поддерживать в порядке, говорит бизнесмен.

Александр Желтов, владелец речного вокзала: «Было всё в плачевном состоянии. Даже в советское время пассажирский флот дотировался государством. Нас никто не датирует. Все эти годы сами живём».

Город готов принять дебаркадер в муниципальную собственность, отмечает заместитель мэра Маргарита Полунина. В этом случае, будет решаться вопрос о его дальнейшем использовании. По словам Маргариты Полуниной, владелец от принятия решения уклоняется. Одним словом, судьба плавучей достопримечательности остается в подвешенном состоянии. И если власти и бизнес не договорятся, одной достопримечательностью Череповца в рейтинге Эрмитажа будет меньше.