Памятник санитарному поезду открыли в Вологде

Еще одним уникальным монументом в Вологде стало больше. На территории вагоноремонтного завода установлена платформа, точно такая же, как те, что в годы войны в составе поездов перевозили грузы и боеприпасы на фронт. Такой подарок своим ветеранам и всем вологжанам сделали нынешние сотрудники предприятия, трудовая вахта которого в годы военного лихолетья стала почти легендой.

Стоя на платформе, ветеранов войны и работников вагоноремонтного завода встречает оркестр. А в годы Великой Отечественной подобная конструкция в составе санитарного поезда прошла расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам.

Николай Бачкарев, директор Вологодского вагоноремонтного завода: «Эта платформа сопровождала эти вагоны в качестве прикрытия. На ней располагались зенитные установки. Борта были бронированы. Всё это тоже готовилось у нас на заводе».

Легендарный состав в годы войны перевез больше 25 тысяч раненных. Поезд-госпиталь насчитывал 19 вагонов, из них четыре предназначались для тяжелораненых, семь — для солдат с легкими повреждениями. Внутри было все для оказания медицинской помощи — от аптеки до операционной.

Что удивительно, этот состав можно назвать целым городом на колесах со своими жителями, скотом, огородом и даже производством. В поезде выращивали зелень и овощи на крышах, перевозили кур под вагонами, а в багажном отделении держали поросят, чтобы у солдат была здоровая пища. В одном из вагонов была жестяная мастерская. Рабочие ВРЗ в те годы трудились днем и ночью сменами по десять суток. Ундина Константиновна пришла работать на завод в 46-м, когда ей не было и пятнадцати.

Ундина Хорькова: «Таскали все на себе, ремонтировали паровозы, а когда 18 исполнилось, начальник цеха сказал, что хватит уже мучиться и назначил крановщиком. Так вот я крановщиком до пенсии отработала. Очень тяжело было. Не дай Бог испытать кому-то то, что уже пережито».

В преддверии Дня Победы на территории передового производства собрались ветераны, дети войны, труженики тыла и те, кто работал уже в послевоенные годы. В сороковые завод играл роль далеко не местного значения. За четыре года отремонтировали тысячи паровозов. Предприятие выпускало оружие, бронепоезда, выполняло специальные военные заказы.

В боевых действиях участвовали почти три сотни заводчан. Четырем рабочим в ВРЗ присвоили звания Героев Советского Союза. Память о них будут вечно хранить четыре мемориала: Александр Панкратов закрыл собой пулемет, Игорь Каберов сбил 28 вражеских самолетов, Сергей Орешков выполнил боевую задачу ценой собственной жизни, Анатолий Маракасов после тяжелого ранения вернулся на фронт и даже после второго серьезного ранения не покинул поле боя.

Среди гостей и родственники героев. Сестра Игоря Каберова вспоминает, как будущий солдат работал на этом заводе и только мечтал стать летчиком. В армию будущего героя не брали из-за плоскостопия.

Надежда Каберова: «Он обманул медицинскую комиссию и сказал, что играет на баяне и будет участвовать в самодеятельности, пишет стихи. Один из приемной комиссии сказал, что сделает из этого паренька лётчика».

Вскоре именем героя назовут одну из улиц города, а на территории завода навсегда останется история трудового фронта Вологды. В этом году музею ВРЗ исполнилось полвека.

Так как музей находится на территории закрытого предприятия, сейчас для его посещения нужно оставлять заявку на имя директора, но если ему будет присвоен этот статус, доступ будет гораздо свободнее. Это значит, что каждый сможет увидеть чудо военной техники, в том числе благодаря которому стала возможна Великая Победа.