14 апреля 2018, 18:48
Инженер, предлагавший сделать Октябрьский мост висячим, разработал понтонный мост через Шексну

Более 50 лет назад Лев Делюсто, тогда вчерашний выпускник вуза, представил свой макет будущего Октябрьского моста. Спустя годы инженер разработал понтонный мост-трансформер через Шексну. По мнению автора, он необходим для безопасности и удобства.

Зачем нам нужен третий мост?

Лев Делюсто — авторитетный проектировщик, изобретатель с именем. У него десятки патентов на изобретения в различных промышленных областях, в Череповце сооружено пять спроектированных им причалов, а в цехах местных предприятий было смонтировано несколько экспериментальных установок, созданных им совместно со специалистами сталепрокатного завода, металлургического комбината и ЧГУ. Но проект понтонного моста для Льва Делюсто один из самых дорогих и выстраданных. С чертежами и патентом он ходит по инстанциям уже не один год. За это время проект второго моста через Шексну был утвержден и начал реализовываться. Впрочем, для инженера Делюсто это не стало поводом положить проект на полку.

«Октябрьский мост — один из символов Череповца, но и он стареет, — говорит он. — Что будем делать, если новый мост еще не построим, а этот вдруг выйдет из строя?»

Этим вопросом Лев Георгиевич заставлял задуматься не одного собеседника, представляя макет журналистам и общественности.

Корреспонденту «Речи» проектировщик рассказал об основных преимуществах своего проекта. Основные из них — дешевизна и быстрота возведения. Согласно расчетам Льва Делюсто, затраты на строительство моста не превысят трех миллиардов рублей (то есть он обойдется впятеро дешевле утвержденного проекта второго моста), а срок строительства составит не более трех лет. Наконец, третье преимущество — сборно-разборный характер понтонного моста, благодаря чему его можно двигать по реке с места на место, а следовательно, использовать в качестве дополнительной переправы в случае форс-мажорных обстоятельств.

По замыслу автора, мост будет состоять из понтонов, оборудованных балластными цистернами, соединенными друг с другом по принципу сообщающихся сосудов. При колебаниях уровня реки вода будет закачиваться в балластные цистерны или откачиваться из них, и мост останется на одном уровне с причалами независимо от уровня воды в реке и внешней нагрузки.

Для пропуска судов предусмотрены ворота — механизмы разворачивают часть понтонной конструкции вдоль русла, открывая проход судам или ледоходу. В основу положена современная американская технология. Лев Делюсто предлагает установить понтонный мост в районе улицы Горького на одном берегу и усадьбы Гальских — на другом. Для выхода автотранспорта на улицу Сталеваров на правом берегу реки Шексны будет создана эстакада. По словам автора проекта, больших вложений в подъездные коммуникации не потребуется и можно будет пользоваться существующими дорожными сетями. Понтонный мост защищен патентом РФ.

«Наличие такого моста позволит провести капитальный ремонт Октябрьского моста, возможно, с изменением его конструкции, чего до этого сделать не удавалось», — говорит изобретатель.

Сан-Франциско в Череповце

О мостах в Череповце Лев Делюсто размышляет уже более полувека.

«Как пришла идея первого моста? Я сам, как житель города, до постройки Октябрьского моста часто переезжал на ту сторону на лодках, как все, — в пять часов утра за грибами, например».

О строительстве моста через Шексну всерьез заговорили еще в середине 1960-х годов, более чем за десять лет до открытия Октябрьского моста. Обсуждение вариантов было жарким, а количество предложений измерялось десятками. Впрочем, в истории города осталось лишь два проекта: тот, который был в итоге реализован, и другой, предложенный молодым инженером управления «Коксохиммонтаж» Львом Делюсто. Посмотреть на макет, изготовленный автором и его коллегами по предприятию, ходили как на экскурсию, о предложении писали газеты. Причем вариант Делюсто появился раньше, чем знакомый нам проект Октябрьского моста. Их формальная схожесть говорит о том, что предложение молодого инженера было учтено проектировщиками.

«Я оказался в Череповце в 1963 году, будучи студентом Ленинградского кораблестроительного института, оканчивал заочно, — рассказал Лев Делюсто корреспонденту «Речи». — Работал на различных предприятиях, в том числе на судостроительном заводе. Но судьба сложилась так, что я ушел преподавать в индустриальный институт и проработал в нем 22 года. Но это позднее… Мне, корабелу по специальности, всегда были близки мостовые сооружения и плавающие конструкции. В 1966 году, когда вопрос строительства моста через Шексну уже начал обсуждаться, я рассказал о своей идее висячего вантового моста по типу знаменитого моста в Сан-Франциско (мост Золотые Ворота. — Авт.) руководству «Коксохиммонтажа», и меня поддержали. Тогда за рубежом вовсю шло строительство таких мостов, они отвечали велению времени. Вместе с коллективом предприятия мы сделали большой стальной макет — около трех метров длиной и метр шириной. И макет вызвал интерес, но реакция была неоднозначной, особенно у специалистов».

До того как перейти к предметным дискуссиям о конкретных проектах, в городе обсуждали, каким принципиально должен быть мост в Череповце. Проектировщики, в том числе гости из Москвы и Ленинграда, выступали за железобетонные мосты — большие, громоздкие и дорогие. Студента Льва Делюсто тоже приглашали на совещания и дали возможность представить свой проект.

«Там присутствовали люди, которые отстаивали свои проекты, и, конечно, мою идею восприняли в штыки, обвинили даже — мол, нет еще высшего образования, а лезет», — рассказывает изобретатель.

Защитником проекта студента Делюсто неожиданно стал директор Череповецкого металлургического завода Владимир Ванчиков.

«Ему моя идея понравилась, он сказал, что было бы здорово построить такой мост, — вспоминает инженер. — И предложил доработать вариант. Специалисты разъехались, а спустя год вернулись на вторую комиссию и привезли шесть вариантов вантовых мостов. В итоге победил тот, который мы сегодня видим — пилон и ванты. Мой мост был совершенно другим, но некоторая схожесть была. Я убежден, что проектировщики запомнили пожелание Ванчикова и стали думать в этом направлении. Потому что на первой комиссии мой висячий мост был единственным проектом такого типа».

Надо сказать, что летом 1967 года в газете «Ударная стройка» вышла статья, в которой автор также ратовал за постройку вантового моста — и проиллюстрировал макетом Делюсто. Своих Золотых Ворот в Череповце не появилось.

Сергей Виноградов

14 октября 2018, 15:52
Новую школу на тысячу мест хотят построить в Вытегре
Сейчас необходимо лишь определиться с местом и подготовить смету.
14 октября 2018, 9:22
Два отделения в областной больнице №2 откроются в Череповце уже в ноябре
Ко Дню города ремонт в здании соматического корпуса частично завершат.