23 февраля 2018, 17:11

Газета «Речь» 100 лет с Череповцом

Череповец стал городом химиков

№ 8 (12661). Вторник, 13 января 1970 года

«Гудят транспортеры, идет аммиачная селитра Череповецкого азотно-тукового завода — первенца большой химии на Вологодчине». Пуск завода упрочил за Череповцом звание промышленного центра и увеличил население города на десятки тысяч человек.

«На ладони горсть селитры рассыпается мелкими белыми «зернами» — гранулами, каждая диаметром около миллиметра. В таком виде гранулированная аммиачная селитра пойдет на поля, ляжет в землю, чтобы дать ей плодородные силы.

В ночь на десятое января все механизмы и приборы цеха аммиачной селитры еще работали на имитируемых средах (воздух, вода). Устранялись последние выявленные неполадки. А утром первая смена, возглавляемая В.А. Тереховым, под руководством начальника цеха Н.К. Овчаревича и старшего наладчика А.Ф. Смирного начала приемку основного сырья — азотной кислоты и аммиака. <…>

Вся технология здесь скрыта за прочными стенами различных емкостей, камер, труб. Только приборы киповцев рассказывают о том, что происходит внутри. Эти контрольно-измерительные приборы новейшей системы регулируют поступление кислоты, аммиака. Многие из них установлены и отлажены руками молодых электрослесарей Ларисы Романцевич и Ольги Бояркиной. Девушки в этом году окончили подмосковное техническое училище. Там прослышали о Череповце, решили ехать на новостройку всей группой.

«У нас очень дружная группа, — рассказывает Оля. — Здесь все вместе осваивали новое оборудование, сами устанавливали приборы, вместе сдавали экзамены по специальности. Правда, ребята из нашей группы ушли осенью в армию. Но они пишут, что обязательно вернутся в Череповец, а Витя Некрасов так даже и трудовую книжку оставил на заводе». <…>

Из бункеров упаковочного отделения селитра поступает на автоматические весы, где делится на порции по пятьдесят килограммов. Упаковочные автоматы затаривают готовую продукцию в клапанные мешки. Эти оригинальные автоматы впервые применены на таком заводе. Упаковщицы могут затаривать на них до 600 мешков в час.

Сегодня за пультом управления сидит Галя Баранова. Раньше она была бетонщицей, строила многие корпуса азотно-тукового завода, а потом захотелось получить и новую профессию. Училась, стажировалась в Узбекистане на химическом комбинате. А теперь наступили самостоятельные вахты. По этому пути прошли многие из нынешних химиков азотно-тукового завода.

На одном из мешков нарисована веселая улыбающаяся репа с зеленым листком, а ниже подпись: «Поздравляем вас с первым мешком аммиачной селитры! Желаем удачи! Химстроевцы».

Мешок за мешком уносят транспортеры в склад и в железнодорожные вагоны продукт плодородия — первую череповецкую аммиачную селитру, извещая о том, что Череповецкий азотно-туковый завод начинает жизнь».

Первый «компьютер» в городе появился у строителей

№ 4 (13175). Суббота, 8 января 1972 года

В 70-е годы Череповец рос и развивался, оставаясь одним из самых строящихся городов в СССР. Для учета и координации работ многочисленных управлений трест «Череповецметаллургстрой» смонтировал ЭВМ. Машина следит за рабочими и пишет жалобы.

В январе 1972 года «Коммунист» посвятил электронно-вычислительной машине «Минск-22», занявшей несколько кабинетов, первую страницу.

«В этом здании, возвышающемся над промышленными предприятиями треста «Череповецметаллургстрой», разместилось самое молодое и «самое научное» подразделение треста — информационно-вычислительный центр. Руководители стройки давно мечтали об электронно-вычислительной машине, с помощью которой можно четко координировать усилия коллективов многочисленных управлений. <…>

Первая продукция центра — это ежедневный сбор, обработка и систематизация данных о работе всех управлений треста и субподрядных организаций за день на десяти важнейших объектах города и завода. ИВЦ дает полную информацию о положении дел на стройке: сколько людей и техники нужно по плану и сколько их в действительности, выполняют ли управления корпоративные задания, а если нет, то по какой причине. Если отставание систематическое — машина выдает докладную на имя заместителя управляющего трестом. Кроме того, здесь суммируются данные о деятельности за сутки всех промышленных предприятий треста и управления производственно-технологической комплектации. <…>

С 15 декабря 1971 года в ИВЦ приступили к промышленному освоению СУПЕРа. СУПЕР — система управления перевозками раствора — не первый, но, пожалуй, самый важный шаг к наиболее рациональной организации производства на стройке. Раньше строители жаловались на несвоевременную подвозку раствора, шоферы — на то, что строители отказываются его принимать, и т. д. С помощью электронно-вычислительной машины «Минск-22» разработана система поставок материала с точностью до минуты. Все рассчитано до мелочей: время на загрузку в бетонно-растворном узле, доставка до объекта, разгрузка и обратный рейс. Жалоб строителей на перебои стало значительно меньше. <…>

У новой системы появляется все больше сторонников. Среди них и шоферы, которые за четкое соблюдение графика, своевременное выполнение плановых рейсов скоро будут получать премию — 25 процентов от сдельного заработка».

Первый крытый каток назвали «Алмазом»

№ 20 (12673). Четверг, 29 января 1970 года

«В память о космонавте П.И. Беляеве решено назвать «Алмазом» (таким был его позывной) крытый каток с искусственным льдом, или, правильнее, спортивно-концертный зал, строительство которого идет полным ходом». «Алмаз» откроют осенью 1970 года.

«Это решение принято при подведении итогов конкурса на лучшее название катка, объявленного завкомом металлургического завода и правлением спортклуба «Шексна». Конкурс вызвал большой интерес у череповчан. В адрес спортклуба пришло 493 письма, в которых жители нашего города предложили 189 различных названий. Утверждение лучшего из них было проведено на расширенном заседании заводской хоккейной федерации.

Почти два часа шли жаркие дебаты. Чаша весов склонялась в сторону то одного, то другого названия. Но наконец были отобраны три: «Кристалл», «Алмаз», «Шексна». И большинство членов жюри проголосовали за «Алмаз». Это название предложили восемь человек. Но комиссия определила лишь одного победителя. Им стал ученик 4 «А» класса школы № 20 Саша Трошков. Он первым — 8 января — отправил свое письмо. Саше будет вручен абонемент. <…>

«Я — «Алмаз», — эти позывные с трепетом слышал мир в марте 1965 года, когда на космические трассы был выведен корабль «Восход-2», пилотируемый нашим земляком космонавтом П.И. Беляевым. Они говорили о замечательной победе науки и техники, о блестящем успехе рабочих, ученых, инженеров, подчеркивали величие космического подвига. Позывные вошли в историю».

Павел Беляев скончался 10 января 1970 года в Москве от перитонита, ему было всего 44 года. Именем космонавта названы улицы в 14 городах бывшего СССР.

Эмалированные кастрюли выпускает робот

№ 19 (13702). Воскресенье, 27 января 1974 года

«В цехе эмалированной посуды металлургического завода пущен в постоянную эксплуатацию многопозиционный пресс «Аида». Все от первой до последней операции на нем выполняются автоматически». Всего планируют установить 12 прессов.

«В один конец машины втягивается металлическая лента с разматывающегося рулона, из другого — сходят полуторалитровые кастрюли — по шестьсот с лишним за час. За первые шесть часов работы автомата бригада наладчиков Феликса Барашкова изготовила 3 700 кастрюль.

Наладчики довольны машиной: работает она бесшумно, плавно. В начале февраля они пустят еще одну «Аиду». На ней будут штамповать конические двухлитровые кастрюли. За второй последуют другие — всего их монтируется двенадцать. С ними на металлургическом заводе во много раз увеличится выпуск эмалированной посуды.

Удачное начало работы первого японского пресса «Аида» — результат длительной и большой работы строителей, монтажников и наладчиков».

Цех эмалированной посуды был запущен на Череповецком металлургическом заводе в 1973 году. Сложностей с поиском покупателей новой продукции не возникло, посуда разлеталась по всему Советскому Союзу, а Череповец получил новое неофициальное звание одной из посудных столиц страны. В качестве защитного покрытия производители эмалированной посуды применяют стеклоэмаль, которая обеспечивает надежную защиту пищи в процессе приготовления и хранения. По своим свойствам такая защита практически идентична стеклу.

Череповецкие изобретатели победили липецких

№ 19 (13957). Воскресенье, 26 января 1975 года

«Подведены итоги соревнования изобретателей и рационализаторов Новолипецкого и Череповецкого металлургических заводов за 1974 год. Победа присуждена череповецким новаторам». Благодаря им завод сэкономил более четырех миллионов рублей.

«Это соревнование впервые было организовано на договорной основе и способствовало привлечению к техническому творчеству новых отрядов металлургов. Достаточно сказать, что за год выросли ряды творческих организаций ВОИР обоих заводов. На Череповецком заводе впервые экономия, полученная от внедрения предложений новаторов, перевалила за четыре миллиона рублей.

Рационализаторы и изобретатели двух крупнейших заводов России решили продолжить соревнование в завершающем году пятилетки и заключили между собой договор, по которому они обязуются внедрить многие тысячи рационализаторских предложений, десятки изобретений. Так, липецкие металлурги сэкономят за счет внедрения рационализаторских предложений и изобретений 1 500 тонн черных металлов, 25 тонн цветных металлов, 10 миллионов киловатт-часов электроэнергии и 7 тысяч тонн условного топлива.

Череповецкие новаторы-металлурги в ответ на вызов липчан решили сэкономить 2,2 тысячи тонн черных металлов, 5 тонн цветных металлов, 10 миллионов киловатт-часов электроэнергии и 12 тысяч тонн условного топлива. Решено, что творческие организации заводов привлекут в ряды рационализаторов не менее чем по 200 молодых рабочих».

Новолипецкий металлургический завод был запущен более чем на 20 лет раньше череповецкого, а именно в 1934 году.

Новый аэропорт строят под Череповцом

№ 21 (14217). Суббота, 31 января 1976 года

«Коллектив участка из управления «Трансводстрой-2» продолжает работы на строительстве нового Череповецкого аэропорта. Уже в основном выполнены выторфовка, укладка водосточно-дренажной сети, ведется отсыпка взлетно-посадочной полосы песком».

«Сейчас на выемке торфа, отсыпке песка и прокладке ливневого коллектора заняты три экскаватора и бульдозеры «Трансводстроя-2», две комплексные бригады шоферов автопредприятия объединения «Череповецметаллургхимстрой». К лету будет закончена подготовка к бетонированию взлетно-посадочной полосы. В нынешнем году намечается забетонировать полосу.

Технический проект нового аэропорта подготовил ленинградский институт «Аэропроект». Главный инженер проекта В.С. Байков рассказывает:

— Значение промышленного Череповца постоянно растет. Улучшение его связей с деловыми центрами страны, крупными городами, курортами без авиации невозможно. Существующий аэропорт давно не отвечает потребностям города. Новый аэропорт сможет принимать самолеты Як-40 и другие современные скоростные вместительные лайнеры. Его расположение в 22 километрах от города защитит череповчан от излишнего шума авиадвигателей. Здание аэровокзала — компактное, двухэтажное, с асимметричной вертикалью — вышкой командно-диспетчерского пункта. В нем предусмотрено все для улучшения обслуживания пассажиров».

Аэропорт Череповец был основан в 1933 году и почти полвека располагался в деревне Матурино. В 1970 году его передали Вологодскому объединенному авиационному отряду.