8 декабря 2017, 16:36
Скульптор памятника Афанасию и Феодосию рассказал историю создания фигур

Героев памятника не зря путают с Кириллом и Мефодием. Спустя 20 лет после установки бронзовых основателей Череповца питерский скульптор Алексей Архипов поставил своих Кирилла и Мефодия в Греции. В Череповце началась его серия православных святых.

Девятого декабря православные отмечают день памяти преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. В субботу пройдет божественная литургия в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия, а также концерт (6+) в Камерном театре с участием ведущих музыкальных коллективов Череповца.

За этими торжествами, возможно, вспомнят и о 25-летии памятника Афанасию и Феодосию у Соборной горки. В конце октября 1992 года, когда он устанавливался, это был один из первых в молодой России монументов священнослужителям. Автор памятника скульптор Алексей Архипов, который над образами святых раньше тоже не работал, вскоре после этого уехал в США, но не выдержал за океаном и года. А вернувшись, продолжил эту линию. Также известны его светские скульптуры, например памятник актеру Илье Олейникову на его могиле и орел на крыше питерского Дома книги, что на Невском проспекте.

— С чего для вас начался памятник Афанасию и Феодосию?

— С предложения архитектора Александра Ковнатора, который родом из Череповца, поучаствовать в этом проекте. Начало 90-х, работы мало. Я особенно не раздумывал, сразу согласился. У скульпторов вообще не принято сомневаться, когда заказ есть. Да еще в такие, повторюсь, непростые времена.

— Не удивили вас герои будущей скульптуры?

— Нет, не удивили, скорее обрадовали. Поначалу даже не верилось, что все это состоится и памятник будет установлен. Деньги были, прямо скажем, небольшие. Помню, что с трудом хватило на формовку и литье, а зарплата получилась невеликая. Жалко, что не получилось поднять фигуры на постамент, как было запланировано. Вы об этом не знали? Да, у архитектора был запланирован холм под Афанасием и Феодосием. Точнее, полукруглая горка мощеная. Тогда они взмыли бы вверх и совсем иначе заиграла бы та стеночка, которая их окружает. А так фигуры немного просели с архитектурной точки зрения. Я давно не был в Череповце, но, когда вспоминаю об этой работе, чувствую свою вину, что не настояли на этом холмике. Но помнится, сроки поджимали, юбилей какой-то был (150-летие художника Василия Верещагина. — Авт).

— Портретов Афанасия и Феодосия не сохранилось, а иконы не дают четкого понимания, как они выглядели. Откуда вы взяли эти лица?

— В таких случаях скульптор читает молитву и ждет указаний свыше. И образы приходят. Не сразу, а через какое-то время. Художник, по сути дела, проводник между богом и людьми. Любая работа, направленная на добро, делается с божьей помощью. Не забываю я и о том, что в моем роду по отцовской линии было много священников. Конечно, готовясь к работе над образами Афанасия и Феодосия, я знакомился с различными историческими материалами, смотрел иконы. Этот череповецкий памятник стал для меня первым в череде скульптур русских священников. Я потому и в Америке жить не смог, куда уехал в середине 90-х годов работать с Михаилом Шемякиным. Потому что все мои помыслы направлены на русскую культуру.

— В Череповце основателей города с вашего памятника нередко путают с Кириллом и Мефодием…

— Это от недостаточной образованности. Как же это можно? К слову, мой памятник Кириллу и Мефодию несколько лет назад установили в Греции, в городе Салоники.

— И эти два памятника, греческий и череповецкий, очень похожи. Насколько по фотографии можно судить…

— Да, вы так считаете? Мне так не кажется. Сейчас я бы сделал фигуры Афанасия и Феодосия иначе, более духовными и менее реалистичными. Они получились слишком материальными, как мне представляется. Их нужно было вытянуть, более интересно разместить в пространстве. Фигуры Кирилла и Мефодия получились более интересными, мне так кажется. Но я рад, что памятник в Череповце стоит и радует людей. Кстати, у меня замечательный Игорь Северянин сделан. Он там настоящий король поэтов — гордо поднятая голова, руки на груди, читает стихи. Череповцу не нужен?

Афанасий и Феодосий: предания и молитвы

Афанасий (по прозванию Железный Посох) и Феодосий, ученики преподобного Сергия Радонежского, поселились в дремучих лесах Новгородского края, желая уединенного монашеского жития. Там они поставили церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. На сайте собора Афанасия и Феодосия можно прочитать предания об их жизни и молитвы преподобным.

Сергей Виноградов

Сегодня, 7:41
В Вологодской области определили зоны возможного подтопления
На этих территориях живут 18 тысяч человек.
17 октября 2018
Виктор Завьялов может стать шестым главой Череповца, удостоенным звания почетного гражданина
Во время его руководства строительным управлением и городом были возведены Октябрьский мост и аэропорт, начало застраиваться Заречье
17 октября 2018
Череповецкие дети румынской балерины
Кристина-Мария Телеман танцевала в Германии и Голландии, а теперь преподает в Череповце
17 октября 2018
«Итальянцы пришли в восторг от Череповца»
Мнение. Череповчанка Ирина Изосимова — о том, красив ли наш город
17 октября 2018
В работе участкового помогают соцсети
Антон Серебряков вышел во второй региональный этап Всероссийского конкурса «Народный участковый — 2018»
17 октября 2018
«Забрать все книги бы да сжечь»
Мнение. Журналист Татьяна Ковачева — о том, почему люди стали меньше читать
16 октября 2018, 18:56
Максимальную площадь торговых центров в жилой зоне намерены ввести в Вологде
Проект изменения градостроительных норм обсуждают в областной столице.