
В России растет как спрос на услуги репетиторов, так и предложение услуг репетиторов; правда, эти два вида роста не всегда пропорциональны друг другу. Например, по какому-то отдельному предмету рост предложений может быть в несколько раз выше роста спроса. Фото: Татьяна Иваницкая
Кого чаще ищут
Если верить одним официальным российским информационным ресурсам, спрос на репетиторов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в августе нынешнего года (именно в августе чаще всего начинают активные поиски таких репетиторов) был в два раза выше, чем в августе прошлого года. Больше всего требовались педагоги по русскому языку, английскому языку и математике. Другие официальные ресурсы сообщают, что повысился спрос на учителей информатики, истории и обществознания; но тут уже речь не конкретно о подготовке к экзаменам, а, так сказать, о спросе вообще. В одном информационные ресурсы сходятся: репетиторы в принципе (по тем или иным предметам) с каждым годом требуются больше.
- Исходя из своего опыта могу сказать, что чаще всего ищут репетиторов по основным предметам – математике и русскому языку, - говорит Дарья Ларионова, руководитель частной школы.
- А репетиторы по каким предметам чаще всего предлагают свои услуги?
- Здесь невозможно оценить. На этом рынке примерно одинаковое количество педагогов по всем предметам.
- Для каких целей, по вашему опыту, чаще всего ищут репетиторов - помощь в учебе, подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, просто подтягивание знаний?
- Сейчас очень много тех, кто приходит с 7-го и 8-го класса подтянуть школьную программу и остаются до экзаменов - до 9-го, а то и до 11-го класса.
- Сколько стоит одно занятие? От самого бюджетного до самого дорогого.
- От 350 (массовые занятия или групповые онлайн-занятия) до 2500 (индивидуальные занятия) рублей - примерно такой диапазон по всей России.

Говоря о выборе между «отдельно взятым» репетитором и образовательным центром, Дарья Ларионова отмечает: «Центр — это готовое решение, где уже внедрены все процессы из шага № 3 (диагностика, методика, контроль)». Вместе с тем кому-то в той или иной жизненной ситуации может больше подойти «отдельный» репетитор. Фото: предоставлено Дарьей Ларионовой
Четыре шага
Дарья Ларионова рассказала нам, как правильно выбрать педагога и формат занятий для ребенка. Она объяснила, что принять верное решение помогут четыре ключевых шага.
1. Шаг первый: определить цель. Четко сформулируйте, зачем вам нужны занятия, от этого зависит все.
Выбирайте индивидуальные занятия, если цель: а) ликвидировать серьезные пробелы в знаниях; б) подготовиться к специфическому экзамену или олимпиаде; в) ребенок сильно стесняется или, наоборот, гиперактивен и ему сложно в группе; г) нужна гибкость в расписании.
Выбирайте групповые занятия (2 - 8 человек), если цель: а) системно подготовиться к ЕГЭ/ОГЭ по стандартной программе; б) подтянуть успеваемость по школьному предмету; в) развить такие навыки, как программирование, языковая практика, риторика; г) повысить мотивацию через здоровую конкуренцию и общую цель.
2. Шаг второй: оценить свои ресурсы и характер ребенка.
Что нужно учитывать? Бюджет: индивидуальные занятия, как правило, дороже групповых. Время: группы занимаются по жесткому расписанию, репетитор — более гибко. Характер: интроверту может быть комфортнее один на один с педагогом, а «командному игроку» группа даст энергию и азарт.
3. Шаг третий: проверяйте не репутацию педагога или учебного центра, а систему! Неважно, куда вы обращаетесь — к частному репетитору или в центр, задавайте прямые вопросы о системе работы.
Что проверять?
- Диагностика и план. Перед началом курса должны провести тестирование, чтобы проверить знания ребенка; обсудить цели и представить четкий план занятий.
- Методика. Нужно, чтобы вам могли понятно объяснить, по каким принципам и материалам работают, почему их метод эффективен.
- Контроль качества. Должна быть понятная система отчетности: регулярные срезы знаний, обратная связь для родителей.
- Профессионализм. Педагог должен говорить о результатах ученика (нынешних и планируемых), задавать уточняющие вопросы о вашем ребенке.
- Команда и поддержка. Если речь о центре, то там должен быть методист, куратор. Если речь о репетиторе, то он должен участвовать в профессиональных сообществах, проходить курсы, а также восполнять те занятия, которые ребенок пропустил.
Вам подойдет частный репетитор, если ваша цель — точечная работа, а найденный специалист прошел проверку по шагу № 3 и вы готовы к рискам (зависимость от одного человека). Вам подойдет образовательный центр, если вы ищете систему и стабильность.
Через интернет
Онлайн-репетиторством сейчас никого не удивишь. По прогнозам прошлого года, в 2025-м доля репетиторов, работающих онлайн, могла достичь 40 % от общего количества. А по данным нынешнего сентября, 68 % репетиторов в России работают только онлайн. Правда, в последнем случае статистику приводит издание Ленинградской области и не совсем понятно, касается она только данного региона или всей России. Тем не менее трудно спорить с тем, что все больше репетиторов и учеников «уходят в онлайн».
К плюсам такого формата относится экономия времени и средств (ни репетитору, ни ученику не нужно никуда добираться), возможность получать/выдавать знания независимо от своего географического местоположения (для репетиторов это, помимо прочего, означает больший охват потенциальных клиентов) и т. д.
Среди минусов – возможные технические сложности (скажем, сбои в работе интернета, и не только мобильного), возможные затруднения в решении материальных вопросов (допустим, если ученик пообещал заплатить за урок и не заплатил или преподаватель взял деньги за занятия и больше не выходит на связь, получить свои средства назад намного труднее, когда оппонент, по сути, находится неизвестно где) и пр.
Изучив в соцсетях несколько групп, посвященных поиску и предложениям репетиторских услуг в Череповце (подчеркиваем: именно в Череповце, это даже отражено в названиях групп), мы обнаружили, что многие из репетиторов, предлагающих свои услуги, живут не в Череповце и даже не в Вологодской области. География разнообразная: Санкт-Петербург, Москва, Новороссийск, Севастополь, Уфа, Минск и другие города. В большинстве случаев репетиторы предлагают свои услуги онлайн.
Еще кое-что о предложении. Как мы уже отметили, растет спрос на репетиторов (к слову, также растет спрос на групповые занятия - вероятно, потому, что они дешевле); вместе с тем количество предложений от репетиторов тоже увеличивается. Например, летом 2025 года по сравнению с тем же периодом 2024-го популярность групповых занятий по подготовке к ОГЭ выросла на 23 %, а количество предложений от репетиторов увеличилось на 390 % (по данным сервисов «Авито Услуги» и «Авито Работа»). За тот же период на 62 % повысилось число вакансий для репетиторов от онлайн-школ.
Правда, онлайн-школы и другие интернет-платформы для репетиторов – история отдельная. Не все, но многие педагоги жалуются, что существенная часть денег, которые платятся за занятия, уходит не репетитору, а школе/платформе. Например, за занятие, которое стоит 1000 рублей, репетитор может на руки получить всего 300. В том числе поэтому педагоги часто предпочитают работать самостоятельно (скажем, через мессенджеры), а не через специализированные платформы.
Портрет онлайн-репетитора
По данным упомянутых в статье сервисов, 95 % репетиторов, предлагающих свои услуги через эти сервисы, – женщины. 97 % полностью или частично ведут занятия онлайн. Основная возрастная группа – от 27 до 46 лет (это 62 % от общего количества, а 24 % - люди в возрасте от 18 до 26 лет). Лишь 1,5 % готовы работать менее чем за 500 рублей в час, 49 % берут от 1000 рублей в час, 18 % - от 2000 рублей в час. Что касается востребованности у клиентов, то наибольшим спросом пользуются репетиторы по иностранным языкам (31 %), математике (23 %), программированию (16 %), русскому языку (15 %).
Елена Бжания