16+

«Я упала в обморок от боли»

4 апреля

Череповчанка, вынужденная сделать аборт в другом городе, попала на операционный стол из-за возникших осложнений.

Когда лишь появились новости о «запрете» (все еще оптимистично берем слово в кавычки) абортов в Вологодской области, мы одними из первых высказали опасение, что под удар попадут не только женщины с нежелательной беременностью. Так и вышло. «Голос…» уже писал о череповчанке, которой отказали в аборте по медицинским показаниям. Очередная похожая – и более страшная – история не заставила себя долго ждать.

Ниши в швах
Своего первенца Евгения родила три года назад, понадобилось кесарево сечение. Считается, что после кесарева надо подождать два года, прежде чем забеременеть снова. Евгения и ее супруг выждали три года. Ребенок был запланированным, желанным.

- Первое УЗИ в частной клинике я делала на сроке четыре недели, - вспоминает Евгения. – Мне подтвердили беременность, сказали, что все хорошо. Позже мне объяснили: чтобы встать на учет по беременности, также нужно УЗИ, поэтому на восьмой неделе я снова его сделала, снова в частной клинике. И тогда у меня обнаружили ниши (углубления в рубце из-за неправильного заживления тканей – прим. авт.) в швах, которые не могли обнаружить раньше. И сказали, что ниши могут просто лопнуть, швы – разойтись и ребенка мне не выносить.

Евгения записалась в женскую консультацию, через полторы недели (даты раньше не было) пришла на прием.

- Я уже приняла тот факт, что мне придется сделать аборт, но все равно надеялась: вдруг скажут, что можно хотя бы попробовать сохранить ребенка. А врач мне сказала: «У нас отобрали лицензию, мы не можем делать даже вынужденные аборты - даже по медицинским показаниям». Сказала, что мне придется либо рожать, либо ехать делать аборт в другой город. Я спросила: «А если у меня вдруг разойдется шов, начнется кровотечение?» «Тогда вызывай скорую и езжай в больницу на операцию». «Значит, вы говорите о том, чтобы человек рисковал своей жизнью?» В общем, я записалась на аборт в Ярославль.
Время для медикаментозного аборта уже было упущено. Пришлось делать хирургический.

Рисунок (2).JPG


«Запрет» абортов направлен на повышение рождаемости, но некоторые семьи из-за него, напротив, могут отказаться от планов завести ребенка.



Как конвейер
 Сначала Евгения пыталась записаться на аборт в бюджетное учреждение здравоохранения в Ярославле.

- Но там акушер-гинеколог по телефону сказала: «Раз у тебя прописка череповецкая, трудно будет сделать аборт, так как у вас запретили в Вологодской области аборты».

- То есть, по ее словам, проблема не в том, что вы в принципе из другого региона, а в том, что вы именно из Вологодской области?

- Да.

Вообще, это довольно странно. Во-первых, полис ОМС одинаково действует по всей стране, независимо от того, в каком регионе его оформили. Во-вторых, аборты в России не запрещены и даже в Конституции прописано, что женщина имеет право на прерывание беременности. Возможно, врач просто не захотела лишней мороки.
В итоге Евгения поехала в ярославскую частную клинику.

- Разговорились в очереди – кто откуда, и оказалось, что кроме меня еще четыре девочки из Череповца, тоже на аборт, кто-то приехал на машине с мужем, кто-то, как я, - на поезде. А клиника, знаете, как конвейер – одна зашла, ее прооперировали, тут же заходит другая. Женщина только проснулась, встала, ей дали водички, и она сразу же уходит. Выходишь из клиники – дальше твои проблемы. Я снимала номер в гостинице рядом с клиникой, оставалась там на ночь. Когда я проснулась, с правой стороны в животе был какой-то шарик. Я позвонила врачу в клинику, а он говорит: «Езжай к своему врачу. От меня ты чего хочешь? Мы тебе все сделали».

УЗИ (1).JPG

Евгения с мужем планируют в будущем снова попытаться завести ребенка, но сделать это можно будет не раньше чем через 2 - 2,5 года!


Четыре дня на но-шпе
После возвращения в Череповец у Евгении начались сильные боли. Она вновь пошла в женскую консультацию, к тому же врачу.

- Я сказала: «Я никогда раньше не делала аборт, я не знаю, должно так болеть или не должно, должна идти кровь или не должна». А мне медсестра прямо при враче ответила: «Меньше надо было ноги раздвигать». При том что у меня, повторяю, была запланированная беременность. Я ушла оттуда в слезах и соплях. Думаю, ладно, потерплю. Сидела четыре дня на но-шпе. В итоге на работе мне вызвали скорую, я упала в обморок от боли. Меня увезли в больницу, сразу на операционный стол. Оказалось, из-за того, что в клинике очень плохо прочистили, скапливались гной, кровь.

Через какое-то время после операции Евгения обратилась к врачу в череповецкой частной клинике.

- Там мне сказали: «Из-за того, что у тебя на матке шов и рубец внутри и снаружи живота, тобой в женской консультации просто не захотели заниматься и отправили на аборт».

- То есть, если это правда, ребенка можно было бы сохранить?

- Врач мне сказала, что можно было бы попытаться спасти ребенка, хотя это была бы очень трудная беременность и для меня, и для малыша, и могли бы быть проблемы уже на большом сроке.

Конечно же, мы не знаем, соответствует ли предположение действительности. И не знаем, что имела в виду врач консультации, когда, по словам Евгении, сказала: «У нас отобрали лицензию». Что имелось в виду под абстрактным «у нас»?

У нашей газеты нет информации о том, что какое-либо из медучреждений Череповца лишилось лицензии на проведение искусственного прерывания беременности. Мы отправили запрос в министерство здравоохранения Вологодской области с просьбой сообщить, сколько бюджетных и частных учреждений города и региона отказались или по другой причине лишились лицензии на проведение абортов. Ждем ответа.

Скорая (1).JPG

Некачественно сделанный аборт в другой области закончился тем, что уже в Череповце скорая помощь привезла Евгению на срочную операцию.
Фото: архив редакции

Страшно
Сложившаяся ситуация влияет не только на тех женщин, которые уже забеременели, но и на тех, кто планирует беременность.

- Мне сорок лет, - рассказывает череповчанка Ольга (имя изменено), - и у меня нет детей. Не думаю, что должна перед кем-то оправдываться, но если кому-то  сильно интересно, то многие годы, до 35 лет, я принимала очень серьезное лекарство, категорически противопоказанное при беременности. Потом надо было ждать. Потом я забеременела, но беременность замерла. Кстати, врачи и медсестры в больнице сделали для меня все, что было нужно, я очень благодарна им. После неудачной беременности много времени ушло на восстановление, не столько физическое, сколько моральное.

Ольга признается, что собиралась снова попытаться стать матерью, но теперь уже не уверена.

- Все знают, что чем старше женщина, тем больше вероятность проблем со здоровьем ребенка. Но раньше успокаивала мысль: если что-то будет не так, например на скрининге выявится патология плода (не дай бог, конечно, но лучше уж на скрининге, чем потом), мне об этом честно скажут. От меня не будут ничего скрывать, меня не будут уговаривать сохранить ребенка, уверяя, что ничего страшного на самом-то деле нет. Я не говорю, что врачи так сделают. Но пугает даже вероятность, что так может быть. С одной стороны, чувствую, что хочу и готова стать мамой, с другой – страшно и за себя, и за будущего ребенка.

В каком состоянии?
В интервью телеканалу «Русский Север» Людмила Миронова, руководитель регионального отделения Народного фронта в Вологодской области, рассказала, что некоторые больницы в других регионах уже открыто выкладывают информацию об автобусах, на которых жительниц Вологодчины за плату могут привезти прямо в медучреждения на аборт. А после вмешательства нужно будет еще добираться обратно домой, и долгая поездка точно не пойдет на пользу здоровью. «Вернуться-то женщина вернется, но в каком состоянии? Будут ли у нее в дальнейшем дети? И очень надеюсь, что не будет никаких летальных случаев».

Елена Бжания
газета «Голос Череповца»