Можно ли прочитать «Евгения Онегина» без «переводчика»

Мы продолжаем нашу рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о пользе чтения. Приоритеты современных людей в чтении меняются. Уйдет ли в прошлое «Евгений Онегин»? На этот и другие вопросы «Речи» отвечает Александр Якунов.

— Александр Вячеславович, прежде чем начать разговор, позвольте представить вас читателям по всей форме: кандидат филологических наук, доцент, поэт, член Союза российских писателей, мастер FIDE по шахматам, руководитель шахматной школы «Два короля».
— Все верно.

— И наш первый вопрос. Есть ли среди детских книжек вредные, которые бы вы никогда не порекомендовали для чтения? Если да, то откуда они берутся?
— Вредные книжки, безусловно, есть. Я, как поэт, считаю такими, например, некоторые книги со стихами для детей, даже для самых маленьких. Писать стихи для детей — это искусство, а такие книги, к сожалению, грешат очень небрежными строчками, слабой рифмой. Все это отражается на стихотворном вкусе детей.

— Какие книжки, прочитанные вами в детстве, вы до сих пор вспоминаете с благодарностью и почему?
— Яркие впечатления детства храню в памяти от книг Александра Волкова о волшебнике Изумрудного города, из подросткового периода — «Два капитана» Вениамина Каверина. По-моему, это книги на все времена.

— Кто сейчас читает «Илиаду» и «Одиссею»? Эти произведения ушли в прошлое? Уйдут ли Пушкин, Достоевский, Толстой, Шекспир? Посади современного школьника читать «Евгения Онегина» — он же на слове «облучок» споткнется. Читать ему придется с «переводчиком». Или я не права?
— «Илиада» и «Одиссея» изучаются в школе и популяризируются средствами кинематографа. Читать «Онегина» в школе, конечно, трудно, но существует «путеводитель» — комментарии Ю.М. Лотмана. Так что здесь полный простор для проектной деятельности школьников под руководством талантливого учителя! Пушкина трудно читать, его можно только изучать. Устаревшие слова есть в любом произведении, отстоящем от нас на двадцать-тридцать лет, но это не снижает ценности тех проблем, тех образцов поведения героев, которые и несут культурную информацию, необходимую нам для того, чтобы оставаться людьми, не превратившись в свихнувшееся на потребительстве «быдло».

— Есть ли у вас домашняя библиотека? Если да, то что для вас в ней ценно? Что берете с полки перечитать?
— Домашняя библиотека есть. Перечитываю Толстого, Чехова, очень люблю, как уже упоминал, Вениамина Каверина. Из зарубежных авторов — Джона Фаулза, Пауло Коэльо.

— Как-то пришла в семью к молодым людям, а у них на полках сплошные «хоббиты». Ничего из классики. Можно ли на таких книгах воспитать молодое поколение?
— Да, согласен. Перекос в сторону фэнтези в ущерб классике способствует формированию инфантилизма, не решает по-настоящему воспитательных задач, слишком развлекательный контент.

— Александр Вячеславович, есть ли у вас привычка цитировать классиков или выписывать понравившиеся высказывания?
— Цитировать классиков люблю, но в основном пользуюсь имеющимися сборниками афоризмов. Очень люблю узнавать, что многие крылатые фразы вырваны из контекста и означают нечто совсем другое. Например, у завета В.И. Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться» — есть продолжение, которое всегда опускается: «…военному делу».

— Что читаете для души?
— Для души, как уже говорил, перечитываю Чехова, Коэльо. Еще очень нравятся книги современного русского писателя Алексея Иванова, «Золото бунта» например. Еще не брезгую и серией книг Бориса Акунина об Эрасте Фандорине.

Татьяна Ковачева