4 сентября 2019

Череповчанин добавил удобства пассажирам

Положение автобусов Автоколонны № 1456 уже давно можно отследить в сервисе «Яндекс.Транспорт», а с августа в приложении появились автобусы ООО «Новотранс». За проделанную работу Николаю Головкину вручила благодарность мэр Елена Авдеева.

— Началось все с того, что я узнал, что «Яндекс» запускает новый сервис — «Яндекс.Транспорт». Подобный сервис в Череповце уже был на тот момент у ООО «Новотранс», поэтому я решил, что было бы неплохо подключить к новому сервису перевозчиков Череповца.

Поскольку в то время я сам работал в компании «Яндекс», я предложил коллегам подключить Череповец к сервису при условии, что сделаю все сам. Коллеги тогда были заняты подключением самых крупных городов страны и не готовы были тратить ресурсы на города, где живет меньше миллиона жителей. Тогда я занялся этим вопросом, и позже в «Яндекс.Транспорте» появилось 14 городов, среди которых наш Череповец.

Объясню, как работает сервис. В каждом автобусе есть GPS-трекер, который раз в 20 секунд отправляет в диспетчерскую предприятия координаты автобуса. Это нужно в первую очередь для того, чтобы сам перевозчик понимал, что у него происходит с транспортом. Эти же данные моя программа отправляет в «Яндекс.Транспорт». Дальше программа, зная, как автобусы ездят каждый день по своему маршруту, и зная, где автобус был одну-две минуты назад, прогнозирует его местоположение на данный момент времени.

Некоторые удивляются, что положение метки в приложении отличается где-то на сто метров от реального местонахождения автобуса, но по истории передвижения автобусов «Яндекс» строит прогноз на полчаса вперед. Как это можно использовать? Например, человек вам говорит, что на остановке «Красный ткач» сел на автобус 12-го маршрута. Вы смотрите, где он едет, и знаете, когда надо выйти его встречать.

Или можно сидеть дома, допивать спокойно чай, зная, когда подойдет к остановке ваш автобус. Например, мне нужно идти до остановки около четырех минут, и в приложении я вижу, что до прибытия автобуса осталось пять минут. Я выхожу из дома и на остановке оказываюсь прямо к приходу автобуса.

Согласитесь, что ожидание автобуса — одна из неприятных составляющих поездки на общественном транспорте. К тому же погода у нас бывает разная, никому не хочется стоять на остановке в дождь или снегопад.

Сейчас программа распространилась на все автобусы нашего города. Я даже мечтал включить туда трамваи, но пока в них не установлено GPS-оборудование.

Сервис «Яндекс.Транспорт» состоит из нескольких частей. Это мобильное приложение, серверная часть, которая принимает информацию от перевозчиков и рассчитывает прогнозы прибытия транспорта, и сама передача данных в приложение. Последняя часть — одна из самых сложных из-за того, что каждому городу приходится реализовывать передачу данных в «Яндекс».

Моя роль заключается в том, что я нанес на карту города все автобусные маршруты и остановки и договорился с перевозчиками, чтобы они предоставили все данные. Моя программа несколько раз в минуту собирает информацию от перевозчиков и отправляет в «Яндекс.Транспорт» в нужном формате.

Катерина Скресанова