20 августа 2019

Купила платье по сотовому телефону. А зря

«Купила платье на ярмарке. Наличных денег на руках не было. Продавец предложила перевести деньги на ее карту по телефону. Я и перевела», — рассказала нам Евгения и попросила объяснить, чего стоит остерегаться при безналичном расчете.

На ярмарках далеко не у всех продавцов бывает контрольно-кассовая техника. Продавец просит перевести деньги по телефону на его карту. Это законно? Прежде чем ответить на этот вопрос, расскажем историю нашей читательницы.

— На ярмарке купила летнее платье за 1800 рублей. Наличных денег у меня не оказалось, — рассказывает Евгения. — В последнее время я все чаще пользуюсь пластиковой картой. Удобно. Но у продавца не оказалось кассы. Она предложила перевести деньги по телефону на ее пластиковую карту. Я и перевела. Дома платье примерила, оно мне не подошло. На ярмарку возвращаться не стала, чека ведь у меня на руках нет. Сама виновата. Расскажите, пожалуйста, в каком случае безопасно рассчитываться картой, а в каком нет? И можно ли было обменять платье на другое или на деньги?

Комментируют специалисты Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области:

— Оплата заказа (товаров, услуг) путем перечисления денег на пластиковые карты продавца является незаконной. Фактически пластиковая карта принадлежит продавцу — физическому лицу. Согласно нормам российского законодательства, при оплате товаров (услуг) денежные средства должны поступать на расчетный счет организации (индивидуального предпринимателя). Законный платеж должен облагаться налогами. А переводы частному лицу чаще всего остаются скрытыми, тем самым провоцируя уход бизнеса в тень.

Ну что ж, здесь все понятно. Во-первых, сам покупатель рискует, переводя деньги на карту продавца как физического лица. Чека нет, никаких других платежных документов тоже. Продавец свободен от обязательств. Во-вторых, это незаконно, поскольку продавец не платит налогов. Значит, денег недополучит наша казна. Часто в зону риска попадают и те, кто делает покупки в сети Интернет и переводит деньги с карты на карту. Здесь есть риск получить некачественный товар, после чего продавец исчезает.

Можно ли вернуть товар? «Речи» отвечает Павел Климшин, главный специалист — эксперт территориального отдела Роспотребнадзора:

— В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на обмен вещей или возврат денег, если товар не подошел. К примеру, не устроил фасон, размер, внешний вид. Нужно сохранить чек, ярлыки, бирки и товарный вид вещи.

В законопослушных магазинах Череповца с этим проблем нет. Для примера. Рассказывает наша читательница Наталья: «Купила полупальто за 6750 рублей. Рассчитывалась картой. Дома примерила — не подошло по размеру. На следующий день вещь сдала. Продавец без разговоров вернула деньги». Все по закону.

Татьяна Ковачева