Самолеты на внутренних линиях будут обновлять

Российским авиакомпаниям в ближайшие 20 лет понадобится около 800 самолетов для региональных линий. В ближайшие 10 лет, по данным Росавиации, потребуется заменить около 130 старых самолетов Як и Ан, которые будут выводиться из эксплуатации.

Российским авиакомпаниям в ближайшие два десятилетия для региональных перевозок понадобится около 300 самолетов вместимостью от 30 до 110 пассажиров, а также около 500 судов менее чем на 30 мест, как сообщили «Известиям» в госкорпорации «Ростех». Сейчас в стране разрабатываются самолет Ил-114-300 (64 посадочных места, должен будет заменить Ан-24/26) и «Байкал» (15 мест, заменит кукурузник Ан-2). Запуск их в серийное производство запланирован на конец 2022 года. При этом спрос на новые Илы оценивается в 100 единиц до 2030 года, а на «Байкал» — как минимум в 75, не считая действующего контракта с «Полярными авиалиниями» на 200 штук. Спрос на перелеты в стране за шесть месяцев, по данным Росавиации, увеличился на 12 %, до 57,7 млн человек. На внутренних линиях прирост составил 8,1 %, услугами отечественных авиакомпаний воспользовались 33,2 млн человек. При этом в целом темпы роста авиаперевозок в 2012 — 2017 годах опережали мировые — 8,6 % против 6 %.

По словам директора Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда, на местных и региональных линиях сейчас доминируют советские самолеты марки Ан. Пассажиров в регионах также обслуживают импортные Bombardier, ATR и Embraer.

Внутренним линиям очень нужны такие самолеты, как Ил-114-300 и «Байкал», но насколько они будут эффективны с точки зрения эксплуатационных характеристик и финансовых затрат, пока неясно, как говорит эксперт. Так, в ноябре прошлого года гендиректор авиакомпании «Якутия» Владимир Горбунов говорил, что лизинговые платежи за Ил-114-300 будут почти вдвое выше, чем за Bombardier Q300/400, — около $ 150 тыс. в месяц. По данным «Известий», проект самолета «Байкал» все еще находится на стадии техзадания, а под новый Ил пока нет отечественного двигателя — он сейчас проходит испытания. Поэтому сроки выхода на стадию серийной сборки этих самолетов могут сдвинуться.

Илья Драницин