Россияне заразились автоманией

Известный тезис о том, что наши люди в булочную на такси не ездят, успешно опровергается исследованием банка HSBC. Выяснялось, в каких странах наиболее выгодно пользоваться услугами такси вместо своего авто, и Россия заняла почетное первое место.

На чем поедем?

Оказалось, что в перспективе десяти лет россиянам, которые проезжают в год меньше 5388 км, ездить на такси выйдет дешевле, чем купить личный автомобиль. На втором месте с большим отрывом Индия — 2731 км в год. Для сравнения, в Великобритании и США это примерно 1,1 тысячи км, а в Германии, где личный транспорт выгоднее всего, — чуть выше 800 км.

Это объясняется довольно высокой стоимостью покупки машины в нашей стране и, напротив, сравнительно недорогим такси. Средняя цена одной поездки на такси в России (130 рублей) на 75 % меньше, чем в США, тогда как стоимость владения автомобилем у нас лишь на 30 % меньше.

Рост популярности такси был предопределен появлением мобильных сервисов, облегчающих поиск и дающих возможность договориться о цене поездки заранее, а то и заплатить вперед. Здесь наша страна также на передовых позициях: Россия входит в топ-3 стран, где люди предпочитают вызывать такси через мобильное приложение — 38 % клиентов. Больше только в Китае (51 %) и Мексике (46 %). Но опять же, по статистике, лишь 4 % всех перевозок на небольшие расстояния осуществляют такси.

Большие надежды возлагаются нынче и на такой вид перевозок, как райдшеринг, он же карпулинг, более известный в России по названию сервиса BlaBlaCar. А по-русски — поездка, в которую водитель берет попутных пассажиров, а те частично компенсируют ему расходы на топливо.

Опять же пока это явление не стало в нашей стране достаточно популярным, к тому же раз за разом предпринимаются попытки его запретить. Инициативы чаще всего исходят от тех же таксистов, автобусников и прочих пассажирских перевозчиков, которые, разумеется, теряют часть своих доходов. При этом они ссылаются на то, что сервисы, подобные BlaBlaCar, ставят под угрозу жизни пассажиров, ведь деятельность водителей, занимающихся карпулингом, никакими законами не регламентирована.

Впрочем, дело не только в этом. В американском Сан-Франциско выяснили, что отказ от личного транспорта в пользу райдшеринга и такси не снизил число машин на дорогах, а, наоборот, добавил проблем.

В будние дни водители стали стоять в пробках на 62 % чаще. Причина в том, что агрегаторы такси, работающие через мобильные приложения, а также водители-частники, ждущие попутчиков, заполнили улицы десятками тысяч машин, купленных по большей части ради заработка частным извозом.

Полцарства за машину

Даже если оставить за скобками тему развития (или в ряде случаев деградации) общественного транспорта ввиду ее обширности, пока остается признать тот факт, что в целом транспортную проблему в больших городах решить не удается. Действенны пока только лишь категорические ограничения вроде драконовских цен на парковку или запрет на въезд частного автотранспорта в исторические центры.

Вспомним о дороговизне содержания личного автомобиля в России. Исследование HSBC, надо сказать, не учло другие важные моменты, из-за которых владение машиной в России еще более накладно. Это и платная парковка, и штрафы, и ТО, и страховка, и тот самый пробег, который в среднем превышает указанные 5388 километров, достигая значений 16 — 17 тысяч км в год.

По данным социологов ВЦИОМ, автомобилем владеет 67 % российских семей, из них у 17 % автомобилей несколько. При этом подсчитано, что 95 % времени само транспортное средство находится на парковке или в гараже и только 5 % — в движении.

К явной потере драгоценного времени автовладельцев исследователи относят стояние в пробках, время на заправку, мойку, ремонт и т. п.

А что в итоге? В итоге сограждан такая диспропорция вовсе не останавливает, уровень автомобилизации растет.

Одно время в соцсетях один из автолюбителей делился результатами проведенного над собой эксперимента: в течение года он лишил себя поездок на машине. Мужчина подсчитал, что за последние два года потратил около 400 тысяч рублей на обслуживание авто. Теперь же денег стало больше. Также он заверил, что поездки на работу и по магазинам на общественном транспорте дались ему нормально. Более того, он заново научился ценить время, перестал беспокоиться о пробках, дорогах, авариях и штрафах.

Кишками наружу

Признаем, однако, что случаев сознательного отказа от личного авто в пользу экономии почти не наблюдается. По всей видимости, экономический дискомфорт ради комфорта транспортного большинство соотечественников пока терпеть готовы. Равно как парковочные войны, выхлопные газы, грязь и в целом весь тот неблаговидный пейзаж на улицах и особенно во дворах, становящийся следствием загруженности транспортом.

Многие из нас возмущаются и недоумевают: неужели самим автовладельцам приятно наблюдать такую картину?! Ведь не лишены же они все как один чувства прекрасного, черт возьми?

На этот вопрос сейчас пытаются ответить урбанисты, и их версии порой заставляют поразмыслить.

Исследователь городской среды Григорий Ревзин, например, напоминает, что мы привыкли сравнивать город с живым организмом. Организмы могут быть красивыми, но вряд ли кому-то придет в голову восхищаться красотой желудочно-кишечного тракта.

Хотя транспорт — это и есть система внутренних органов города, но город «выкладывает свои кишки наружу, на самые видные места — на улицы, площади, проспекты». Это совсем не эстетично, но «город переваривает вашу жизнь у вас на глазах и не стесняется».

И нам в таком случае или необходимо признать, что среда полностью управляет нами, своими винтиками, или сделать некое усилие, чтобы что-то изменить. Пока все усилия тщетны.

Андрей Савин