31 июля 2019

Некнижные герои Василия Белова

Родина писателя Василия Белова — село Тимониха Харовского района. Поездка в эти места стала для меня своего рода встречей с живым творчеством нашего земляка. Такие же люди, как те, что описаны в его произведениях, та же красота Вологодской земли.

Господь помогает…

Давно мне хотелось приехать на Харовскую землю — ведь с зимы собирался. И тут звонок от жителя деревни Лысовской Владимира Николаевича: мол, и зима прошла, и весна, лето в разгаре — народ меня заждался. Против подобных аргументов мне было трудно возразить, и я отправился в эти заповедные места. И не пожалел ни секунды.

Место, куда я приехал, местные жители называют Кумзеро. Здесь расположены одноименное село и множество деревень, которые стоят на берегах Кумзерского озера, вытянувшегося в длину более чем на пятнадцать километров и наполненного несметным количеством рыбы. Сам наблюдал, как мужики вытянули щуку более чем на три кило. А еще рано утром видел, как огромная щука выскочила из воды и, пролетев несколько метров, с шумом ушла на глубину. В этом дивном месте много и других озер, но Кумзерское самое большое.

Я смотрел на дали этой земли, опьяненный запахом цветущего разнотравья. На другом берегу озера был виден храм Мучеников Флора и Лавра, святых, покровительствующих животным, пастухам, скотникам. Храм этот, построенный в селе Кумзеро в XIX веке, по убранству и архитектуре напоминает Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Строили его долго, более сорока лет, из местного материала. Тут же, на берегу, лили колокола. Но после того, как в 30-е годы прошлого столетия церковь закрыли, иконы и церковную утварь стали уничтожать. Пожилая местная жительница мне рассказала, что одно время в церкви был устроен тир, где обучали стрельбе. Ребятишки на больших иконах зимой катались с горки; люди, боясь, что кто-то может донести, не прятали по домам иконы.

Когда мы с главным специалистом администрации Шапшинского сельского поселения Ириной Шитиковой и Владимиром Николаевичем пришли в храм, там полным ходом шли восстановительные работы. Две местные жительницы уже побелили снаружи весь храм, хотя размеры его впечатляют. И я подумал: как им, женщинам, которым уже далеко за пятьдесят, удалось выполнить эту работу, причем часть ее — на высоте? Одна из них, назвавшаяся рабой божьей Татьяной, ответила просто: Господь помогает.

Все здесь очень надеются на то, что на престольный праздник, который будет 31 августа, в храме состоится большая служба. Внутри я застал за работой молодых людей Александра Швецова, Данила Ряжева и Виталия Удалова, которые решили помочь в восстановлении храма. Эти шестнадцатилетние юноши стирали надписи, сделанные какими-то варварами за многие годы, штукатурили, белили. И глядя на их труд, я подумал: ведь потом на всех литургиях в этом храме их будут поминать как людей, которые внесли свой вклад в реконструкцию.

Библиотека — особое место

Еще до посещения храма я побывал в местной библиотеке. Библиотека на селе — особое место, своего рода центр притяжения, где живет особый дух. Правда, библиотекарь Наталья Клюшина за свою работу получает всего лишь треть ставки, 5 — 6 тысяч рублей. Плата за «коммуналку» в кирпичном доме составляет примерно столько же. Но Наталья Михайловна на все смотрит философски. Она радовалась тому, что в доме — это было видно из окна библиотеки — меняют крышу, что музей народной старины пополняется экспонатами, что приходит много читателей, для которых проводятся различные мероприятия. Тут же вспомнили, что когда-то в округе было местное радио, по которому селян извещали о том, как идет уборочная или посевная, где и какой бригаде работать на следующий день, каковы планы, кто стал передовиком дня и когда будет колхозное собрание, что привезли в магазин.

Ученик Белова

Когда я зашел на почту, мне подарили книгу писателя Валерия Киселева, который на лето приезжает в свою родную деревню Семеновскую. Сам Валерий Киселев, ныне живущий в Нижнем Новгороде, на своей странице в соцсети «ВКонтакте» написал:

«Для меня Василий Белов — не только земляк (моя деревня от его Тимонихи в 15 км через лес) и любимый писатель, но и очень близкий человек — не раз встречались, переписывались, он дал мне рекомендацию в Союз писателей России, был наставником в жизни и в литературе».

Валерий Павлович тоже пишет о здешних людях; читая его небольшую книгу «Последние журавушки», я словно видел людей из этих деревень: кто косит траву на дальних сенокосах; кто-то из бедности подался на работу в северные города, Архангельск или Северодвинск; кто-то всю жизнь был верен этим пашням, работал без продыху, лишь иногда забываясь на беседах с озорными частушками под гармонь и лузганьем семечек. Тут же читаю, что одно время на ферме в деревне Павшихе висел плакат, где было написано, что в 1908 году в Кумзере жило 4950 человек, в 1985 году — 560 человек, в 1997 году — 430. Сейчас же во всем Шапшинском поселении, объединившем 104 населенных пункта, зарегистрировано около тысячи жителей. Трудоспособного населения — меньше половины.

Добрые люди

Люди здесь живут добрые. Ангелина Ивановна Клюшина, соседка Владимира Николаевича (у которого я остановился), как и все здешние жители, очень скромна и приветлива. Она вспоминала, как не пришлось поучиться: не было обувки, чтобы ходить в школу; пошла трудиться в колхоз, где бралась за любую работу. И хотя ей уже много лет, она бодра, не жалуется на жизнь и старается делать людям добро. А сейчас у нее особая радость — из Питера приехала внучка Ольга с детьми и мужем Филиппом.

Руфина Ивановна Лобанова из деревни Максимовской не раз проходила по людям, чтобы собрать средства на храм. В ее доме очень чисто и уютно, а сама она очень светлый человек. И еще она очень просила хоть словечко сказать о медицинских работниках Татьяне Ивановне Ерошкиной и Людмиле Юрьевне Смирновой, которые привозят лекарства, делают уколы, по возможности на дому проводят лечение.

А я спешу в Ерофеевскую, чтобы увидеть Анну Александровну Баринову, передать привет из Максимовской и узнать, чем занята. А забота ее тоже большая — помочь восстановлению храма. С ней живет сын Сергей, социальный работник. Анна Александровна в деревне отвечает за все, ей доверяют ключи от домов, и, когда дачники покидают летние резиденции, она следит за их сохранностью. Зимой открывает для проветривания картофельные ямы, очищает дорожки. Не может она сидеть без дела. Вот и сейчас, поговорив, стала готовиться к предстоящему на следующий день празднику деревни — Трифонову дню. Надо было и рыбу на пирог почистить, и квашню замесить.

На встречу с Беловым

Утро следующего дня было дождливое, но мы с Владимиром Николаевичем собирались в деревню Тимониху — на родину Василия Белова. Многое было связано у писателя с этими местами, именно здесь он черпал материал для своего творчества. На этой земле у него зародилась идея написать книгу о культуре северного народа, его обрядах и традициях — «Лад». Я ехал на встречу к писателю, который в завещании просил похоронить его тут, рядом с матерью Анфисой Ивановной. Мы посетили его могилу, прикрытую от дождя листвой большого дуба. Я увидел расположенную на высоком берегу реки Сохты церковь Святителя Николая Чудотворца, которую писатель восстанавливал на собственные средства.

В самой Тимонихе было тихо и пустынно. Мы хотели увидеть сестру писателя Александру Ивановну, но не застали. Хотя недавно кто-то приезжал: у дома скошена трава. Но ясно было, что постоянно в деревне никто не живет, и от этого стало грустно. А ведь я был свидетелем, как писатель сюда приезжал, и даже перемолвился с ним словечком. А еще у меня была с ним встреча в Харовске на районном празднике. Тогда Василий Иванович просил, чтобы ему принесли полакомиться мороженого… А после торжеств меня пригласили на обед в райповскую столовую, где писатель делился своими воспоминаниями.

***
Это были удивительные три дня. Уже по возвращении я понял, что во всех этих людях, которых встретил в поездке, видел героев книг Василия Белова, которые любят свой край, ценят его красоту и стараются приумножать ее, невзирая ни на какие трудности.

Реквизиты счета для сбора средств на восстановление храма Мучеников Флора и Лавра
Получатель:
Местная православная религиозная организация приход храма Мучеников Флора и Лавра,
с. Кумзеро Харовского района Вологодской
области Русской православной церкви
Вологодское ОСБ № 8638
ИНН 3521100017
КПП 352101001
ОКАТО 19252816001
Р/счет № 40703810112210000101
Вологодское отделение № 8638 ОАО Сбербанка России 8638/00090
БИК 041909644

Сергей Рычков

22 августа 2019, 17:13
23 августа в центральной части Вологды ограничат движение
Свое выступление на площади Революции Хор Турецкого начнет в 19.00, вход свободный.