29 июля 2019, 13:40

Филипп Ирапский вернулся от реставраторов

Более ста лет назад была написана картина «Встреча Филиппа Ирапского с князем Шелешпанским», в Череповец она поступила в 1937 году, а с 2013 года находилась на реставрации. Возвращение картины совпало с возрождением обители Филиппа Ирапского.

О картине доподлинно известно не так много: была написана в конце XIX или начале XX века, поступила в череповецкий музей из Прягаевской церкви Кадуйского района, вероятно, после упразднения прихода. Автор работы неизвестен. Заведующая Художественным музеем Светлана Пономарева в беседе с журналистом «Речи» высказала предположение, что картина была написана по заказу кем-то из местных художников. Не исключено, что череповчанином.

Знатокам изобразительного искусства картина, возможно, не покажется шедевром. Но с исторической точки зрения «Встреча Филиппа Ирапского с князем Шелешпанским» уникальна и неповторима — она не только рассказывает об историческом событии, но и сама стала свидетелем (и жертвой) истории XX века, пережив гонения на религию, закрытие и разрушение обители Филиппа Ирапского. А потому полотно представили в Художественном музее, а разместят в экспозиции Историко-краеведческого музея.

Презентация картины, вернувшейся после шестилетней реставрации, прошла в день обретения мощей преподобного Филиппа Ирапского и в день освящения епископом Флавианом Казанского храма в возрождаемом Филиппо-Ирапском монастыре. Участники презентации картины, собравшей музейщиков и священников, увидели в этом совпадении глубокий символизм.

Картина поступила в музей в ужасающем состоянии и на протяжении более чем 80 лет ни разу не выставлялась. По словам заместителя директора по хранению музейных предметов Череповецкого музейного объединения Елены Иквилс, «до реставрации были многочисленные сквозные разрывы холста, различные темные пятна по всей поверхности, деформация подрамника, деструкция нитей холста, нижняя часть картины была сильно затемнена». Елена Иквилс рассказала, что коллекция живописи Череповецкого музейного объединения насчитывает около полутора тысяч единиц хранения. Коллекция разнообразна, но религиозного, исторического содержания только это произведение. Остальные — в основном художественные пейзажи.

Несколько слов о сюжете картины. На ней мы видим Филиппа Ирапского, который, опершись на лопату, склонился перед князем Андреем Шелешпанским. Преподобный просит у князя, который владел землями на берегу реки Андоги, выделить надел для сооружения обители. Князь землю выделил. По преданию, брат Андрея Шелешпанского, совладелец земель, выступил против этого и, сев на лошадь в нетрезвом виде, отправился наводить порядки. Но упал с лошади и умер.

Сергей Виноградов