12 июля 2019

Музей Верещагиных: история и миссия

30 июня музею Верещагиных исполнилось 35 лет. Весной проект восстановления историко-культурной среды «Верещагинский квартал» стал победителем конкурса Минстроя, выделено 54 млн рублей. Этот рассказ — об истории музея, его перспективах и потенциале.

Большая удача

Единственный в мире мемориальный музей великого русского художника Василия Васильевича Верещагина находится на его родине, в Череповце. Город учрежден указом Екатерины Великой «для пользы водяной коммуникации» в 1777 году. К середине XIX века это небольшой уездный город с населением полторы тысячи жителей, который отличался от села тем, что был разделен на кварталы, а дом предводителя уездного дворянства, где в 1842 году родился «всесветно известный художник», находился в 30-м квартале на углу улицы Благовещенской и Троицкого переулка.

От старого провинциального Череповца остался лишь маленький уголок у Соборной горки и часть Воскресенского проспекта. Можно считать большой удачей, что в пылу социалистического строительства не пострадал и сохранился почти в первозданном состоянии построенный в 30-е годы XIX века дом Верещагиных.

Старинный дворянский род

Фамилия Верещагин образована от прозвища Верещага. Так в старину называли говоруна, а также ворчуна или сварливого человека. Таким образом, можно предположить, что основатель рода Верещагиных был говоруном, балагуром или просто несдержанным в речах и эмоциях человеком, за что и получил свое прозвище.

Семья происходила из старинного дворянского рода. В фондах органов дворянского самоуправления имеются справки о роде дворян Верещагиных, составленные на основе данных родословных книг. В одной из них от июня 1897 года указано, что по определению дворянского собрания от 20 ноября 1795 года, утвержденному указом Правительствующего Сената Герольдии от 20 января 1849 года, за № 71 внесены в дворянскую родословную книгу Верещагин Василий Матвеевич — премьер-майор, его сыновья Алексей и Василий, внуки Николай, Василий, Михаил, Сергей и Наталья Васильевичи.

В документах налоговых органов содержатся сведения о принадлежавшем Верещагиным недвижимом и движимом имуществе, дана характеристика имений и земель, которыми они владели. Так, в ревизской сказке Череповецкого уезда Новгородской губернии по состоянию на 19 апреля 1834 года во владении отставного полковника и кавалера Алексея, титулярного советника Василия и дочери коллежского асессора девицы Натальи Васильевой Верещагиных значатся: 349 душ дворовых людей мужского пола и 374 души женского пола в селах Любец, Ольхово, деревнях Пертовка, Вичалово, Раменье, Урывково, Семенково, Пулово, Ольхово, Горлово.

Отец художника, Василий Васильевич-старший, в 1819 году был определен на государственную службу в Сенат, в Департамент государственных имуществ России. В декабре 1822 года молодой чиновник произведен в коллежские регистраторы, а в ноябре 1824-го переводится в Медицинский департамент Министерства внутренних дел. Там через год с небольшим производится в губернские секретари, а в 1828 году ему присваивается чин коллежского секретаря. В мае 1829 года он направляется в Экспедицию для ревизии счетов — в то время авторитетный контрольный орган.

Окончательно В.В. Верещагин, произведенный в титулярные советники, оставляет службу в январе 1833 года, а в сентябре 1837-го императором Николаем I пожалован коллежским асессором (в армии — майор) «за оказанные его к службе нашей ревность и прилежность».

Выйдя в отставку и получив наследство после смерти матери, он еще более поправил дела женитьбой на богатой Анне Жеребцовой. Затем с 1839 года девять лет подряд, три срока, избирался предводителем дворянства в Череповецком уезде.

В 1866 году В.В. Верещагин-старший дарит дом жене Анне Николаевне, а в начале 1880-х продает его купцу К.О. Иванову, который перестроил его в 1891 году. После революции дом был национализирован, и до 1984 года в нем располагались коммунальные квартиры.

Исторический памятник

Первые поступления экспонатов относятся к 1927 году, когда в дар городскому музею были переданы Василием Николаевичем Верещагиным (младшим сыном Николая Васильевича) 43 фототипии с картин Василия Васильевича и два цветных изображения — Василия Васильевича и Николая Васильевича.

В 1960 году постановлением Совета министров СССР за № 1327 от 30.08.1960 «дом, в котором родился и жил художник Василий Васильевич Верещагин и русский ученый в области маслоделия Николай Васильевич Верещагин», ставится под охрану как исторический памятник республиканского значения (в настоящее время «объект культурного наследия федерального значения»).

В непростые годы перестройки его собирались снести, чтобы в этом месте построить мост через реку Ягорбу. Помешали этим планам общественность города и специально созданный для спасения исторического наследия «Культурный фронт», куда вошли лучшие представители городской интеллигенции.

Атмосфера провинциального дворянского быта

Мемориальный дом-музей Верещагиных открыл свою первую экспозицию 30 июня 1984 года благодаря стараниям его первого директора — Натальи Евгеньевны Фомичевой. Для восстановления интерьера пригодились сохранившиеся документы 1902 года и воспоминания Василия Верещагина, опубликованные в его автобиографической книге «Детство и отрочество». От первых владельцев особняка осталось немало вещей, которые помогли создать атмосферу провинциального дворянского быта.

Господские комнаты находились на втором этаже, расположены были анфиладой и начинались с кабинета отца, где предводитель принимал посетителей и мог уединиться от домашних. Гостиных было несколько: «зелененькая», «желтенькая», «каминная». Матушка Анна Николаевна в качестве своего кабинета использовала каминную комнату. Здесь она принимала дам — «помещиц и чиновниц», занималась с детьми. Сохранилась мебель с обивкой, вышитой матушкиными руками шерстью по канве: диван, кресло и стул. Эти экспонаты не просто украшают интерьер, они интересны тем, что сделаны руками первых хозяев и рассказывают о замечательной традиции дворянских семей обучать детей рукоделию.

Рядом с домом расположен тенистый усадебный парк с цветниками и аптекарским огородиком. Вековые липы, кусты сирени, жимолости, жасмина и барбариса переносят нас во времена неспешной жизни провинциального города середины XIX столетия.

Братья, умножившие славу России

К 150-летию В.В. Верещагина решением Череповецкого горсовета музею передано соседнее двухэтажное каменное здание на ул. Социалистической, 28. Фасад дома соответствует «образцовому» рисунку № 2.

Здание построено около 1855 года. В архитектуре его заметно ощущается влияние художественных принципов русского классицизма. В 1992 году там открылась экспозиция, посвященная творчеству художника В.В. Верещагина и деятельности его старшего брата Николая Васильевича — одного из лучших представителей деловых людей нашей страны, ученого, громадные заслуги которого в деле развития молочного хозяйства и скотоводства вывели Россию на мировой рынок.

Николай Васильевич Верещагин родился 25 октября 1839 года. Как и его младший брат Василий, Николай получил образование в Морском кадетском корпусе. Молодому морскому офицеру, человеку без личного капитала и властных полномочий, вместе с немногими дворянами-сподвижниками удалось создать молочную промышленность в стране, где никакой пищевой промышленности не существовало! Вовлекая в дело сотни тысяч крестьян, он основал крупнейшее в России сельское кооперативное движение. Николай Васильевич осуществил грандиозный замысел — небывалое развитие скотоводства и мощный подъем сельского хозяйства северных губерний и Сибири, завоевание европейских рынков для отечественных молочных продуктов. За сорок лет подвижнической деятельности Верещагина Россия вышла на первое место в мире по продаже масла за границу. История Отечества раскрывается через судьбы именно таких людей.

Культурная доминанта

В 1997 году проект старшего научного сотрудника Н.А. Бритвиной получил грант института «Открытое общество» под новую экспозицию «Мир. Семья. Война». В 2003 году на средства гранта президента В.В. Путина открылась экспозиция «Музей оловянного солдатика». К сожалению, из-за необходимости ремонта каменного здания эти экспозиции разобраны летом 2018 года.

У нас есть возможность и желание сделать так, чтобы имена братьев Верещагиных у каждого россиянина ассоциировались бы с Череповцом (Чайковский — Клин, Чехов — Таганрог и т. п.).
В июне 2018 года мэрия Череповца утвердила проект «Сердце города», основной целью которого является восстановление культурной среды исторической части Череповца, основной доминантой — мемориальный музей Верещагиных. Учитывая развитие в ближайшем будущем инфраструктуры исторической части города в результате устройства набережной, музейный комплекс станет более доступным и востребованным. В поддержку проекта ПАО «Северсталь» были выделены средства на реконструкцию каменного здания и благоустройство музейного парка.

Жизнь музея: нет пустых сезонов

Новый год в нашем музее начинается не 1 января, а 25 и 26 октября — в дни рождения знаменитых братьев. Эти же дни являются началом празднования Дня города. Вот уже 25 лет традиционные Верещагинские дни начинаются возложением цветов горожанами и представителями власти к памятнику великому земляку.

В 2017 году широко отмечался 175-летний юбилей В.В. Верещагина.  ПАО «Северсталь» был преподнесен горожанам замечательный подарок к юбилею знаменитого земляка — была профинансирована выставка работ Верещагина из фондов Череповецкого музейного объединения и двенадцати этюдов и картин художника из собрания Русского музея. По выходным дням в рамках выставки проводились литературно-музыкальные вечера, на которых любители прекрасного могли не только наслаждаться подлинными работами художника, но и познакомиться с романсами, сочиненными женой художника Лидией Васильевной на стихи самого В.В. Верещагина, в исполнении профессиональных артистов.

В качестве почетного гостя на всех мероприятиях Верещагинских дней ежегодно присутствует родной внук художника Александр Сергеевич Плевако — историк, журналист. Из разных уголков России и зарубежья приезжают специалисты и ученые на научно-практическую конференцию, которая последние пять лет имеет неизменное всеобъемлющее название «В.В. Верещагин. Искусство и общество».

А в 2016 году международная научная конференция, которая проводилась совместно с Гуманитарным институтом Череповецкого государственного университета, проходила под девизом «В.В. Верещагин и Восток: в предчувствии евразийства» и собрала более сорока докладчиков.

Среди выступавших было много гостей из-за рубежа: доктор филологических наук, профессор, директор Центра исследований персидской культуры Кембриджского университета Ф.И. Мелвилл с докладом «Верещагин и Восток», консультант университета RNB Global University в Раджастане (Индия) Кумар Сатиш с докладом «Индийские впечатления В.В. Верещагина», представитель Института межкультурной коммуникации Шанхайского университета (Китай) Яо Чуньюй с докладом «Деятели западной культуры, пользующиеся авторитетом у китайцев», а также представители Румынии, Грузии, Белоруссии, Узбекистана и разных городов России.

Благодаря их исследовательской деятельности обнаруживаются интересные факты из жизни художника, истории рода Верещагиных. Например, известный краевед, заслуженный работник культуры России Эльвира Петровна Риммер познакомила участников и гостей конференции с неизвестным ранее фактом знакомства и общения юного Верещагина с представителями народов Кавказа, сосланных в Череповец. Оказывается, ссылали и на Кавказ, и с Кавказа на Русский Север!

Как только отшумят Верещагинские дни, начинается подготовка и репетиции к рождественским вертепам. Такие домашние спектакли были очень популярны в дворянских семьях, и наш музей первым в области в 1993 году возродил эту замечательную традицию. Декорации и кукол смастерили сами. Спектакль имеет взрослых фанатов, видевших кукольное действие в детстве, которые приводят уже своих детей. В конце зимы — традиционная Масленица, любимая и взрослыми, и детьми, с мастер-классами на самые разные темы.

Весной под патронажем губернатора Вологодской области, при поддержке правительства Вологодской области, мэрии Череповца и совместно с Череповецким государственным университетом проводится ставший традиционным конкурс для старшеклассников «Верещагинский проект ЧГУ». Проект направлен на углубление знаний о родном крае, его прошлом, наследии семьи Верещагиных, популяризацию лучших традиций служения обществу на примере деятельности братьев Верещагиных. Старшеклассники пишут работы по заданной теме, связанной с деятельностью братьев Верещагиных. Лучшие из них выходят в финал, который проходит в виде интеллектуальной игры. Три победителя получают возможность учиться на любом факультете университета бесплатно.

Весна продолжается традиционной «Ночью в музее». Вечером на территории парка проходит Верещагинский пленэр. Студенты Училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина и учащиеся художественной школы соревнуются по трем номинациям: пейзаж, портрет и натюрморт. После пленэра традиционное открытие летней концертно-выставочной площадки Каретный сарай. В этом году свою новую программу показывал фольклорный ансамбль Училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина.

Летом в музее самый большой поток посетителей — туристы. Принимаем гостей из самых разных городов, и люди с удивлением узнают, что, оказывается, в Череповце помимо завода есть много чего интересного.

К профессиональному празднику металлургов и в рамках празднования 175-летия Василия Васильевича Верещагина череповчане и гости города получили возможность увидеть картины Верещагина из серии «Война 1812 года», предоставленные Историческим музеем при финансовой поддержке ПАО «Северсталь».

Как показывает статистика, посещаемость музея заметно увеличивается, когда у горожан есть возможность увидеть подлинные работы художника. Не имеющий границ мощнейший талант Василия Васильевича дает возможность исследовать и обретать знания о мире и обществе. Творчество его настолько актуально и настолько соответствует нормам человеческой морали, что вызывает в нарождающемся гражданском обществе гордость и любовь к Родине.

Лето подходит к концу, редеет поток туристов, школьники готовятся к новому учебному году и очередным Верещагинским дням. Вот уже четвертый год среди учащихся школ города и района на базе школы № 16 проводится конкурс ораторского искусства «Размышления у картины Верещагина». Финал проходит в стенах музея, лучшие эссе публикуются. Вот так из года в год…

Любовь Маликова

16 июля 2019
Эта неделя 100 лет назад: 15 — 21 июля 1919 года в Череповце
Окунуться в прошлое нашего города позволили статьи и заметки, опубликованные в газете «Коммунист», преемницей которой стала «Речь».
9 июля 2019
Эта неделя 100 лет назад
История с 8 по 14 июля 1919 года