5 июля 2019

Натуральным молоку и сыру велено стоять отдельно

С 1 июля молоко и молочная продукция без заменителей молочного жира должны стоять на прилавках отдельно от тех, которые именуются, например, молокосодержащими продуктами. «Речь» проверила, подчинились ли новым правилам череповецкие магазины.

Кого хочешь выбирай

Зачем введены эти изменения в правилах продажи?

В январе 2019 года, комментируя подписание постановления, премьер-министр Дмитрий Медведев сказал:

«Молочные продукты в каждом торговом зале должны быть размещены отдельно и сопровождаться указанием о том, что это продукты без заменителя молочного жира. Такая информация нужна, поскольку покупатель имеет право знать, что он приобретает, а в последнее время в нашей промышленности активно используются растительные жиры».

При этом Медведев отметил, что использование растительных жиров имеет положительные стороны: позволяет снизить себестоимость продукции, увеличить срок хранения, — но не всегда о наличии заменителей молочного жира сообщается на упаковке. И не все граждане хотят такие продукты покупать.

— Речь идет о правилах продажи отдельных видов товаров, — объясняет «Речи» Валентина Анисимова, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора. — В чем суть? Покупатель должен иметь возможность визуально отделить молочную продукцию от молокосодержащей. А для этого должна быть надпись: «Продукты без заменителя молочного жира».

Хорошо, идем искать надпись.

«Да все ж и так понятно!»

Мы сделали круг по центру города, посетив несколько магазинов крупных торговых сетей в границах улиц Сталеваров, Верещагина, Ленина. Лично я из молочки часто беру молоко, сметану, творог (доктор прописал), йогурты, сыр. Стараюсь брать настоящие, без заменителя. Заходим в первый магазин. Стараюсь не привлекать к себе особого внимания. Но в блокноте периодически делаю пометки: состав, цена…

«Я вас знаю. Вы журналист из газеты «Речь», — вскоре «рассекречивает» меня девушка-продавец, выставляющая на полки молочную продукцию. Ладно, что уж шифроваться. Признаюсь, кто я. Девушка помогает мне сориентироваться.

«Молоко? В широком ассортименте с разными сроками годности. Бывает, и большими. Хотя бы из Грязовца: жирность 3,2 % (970 мл за 55 руб. 49 коп. — Авт.), срок хранения — полгода. «Буренка» из Нижнего Новгорода, вологодское, череповецкое шекснинское… Какое угодно. Никаких заменителей. Только вот про молокосодержащий продукт я ничего не слышала. Нет у нас такого, — объясняет продавец. — А вообще, зачем разделять полки? И так все прочитать можно на этикетках».

Соглашаемся. Молочка в этом магазине честно рассказывает: это — сыр, а это — сырный продукт «косичка копченая». В ней есть заменитель молочного жира, в том числе пальмовое масло. Правда, лично мне не всегда удавалось сразу найти состав. Так, кручу в руках мой любимый черничный йогурт. Уже и лупу из сумки достала. Всю информацию на стаканчике с йогуртом прочитала. «Да вот же состав», — помогает мне девушка-продавец, указывая на крышку стаканчика, где мелким черным шрифтом написано, что продукт из натуральных ингредиентов. Ладно, шагаем в другой магазин.

Здесь тоже не оказалось надписи, указывающей, что на прилавке натуральные продукты. Сценарий тот же: достаю блокнот, записываю. Девушка-продавец, выставляющая товар на прилавки, смотрит на меня косо: мол, ходят тут всякие, пишут что-то. Объяснила, чего хочу. Девушка охотно показывает мне товар. На вопрос про надпись с удивлением отвечает: «Да и так же все ясно. Читайте этикетки». Читаем — и видим, что после 1 июля молочные и молокосодержащие продукты продолжают прекрасно соседствовать. Например, сгущенка «Варенка» по цене за банку 55 руб. 90 коп. (молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира) подпирает боком бело-голубую банку сгущенки такого же объема за 102 руб. 90 коп. — без заменителей. Расфасованный в полиэтиленовые пакеты молокосодержащий творожный продукт с изюмом (полкило за 59 руб. 90 коп.) упирается в настоящий творог, без заменителей.

В третий магазин мы шли, уже предполагая, что картина будет та же. И не ошиблись. «А зачем их разделять? — удивляется продавец и в этом магазине. — Я про новые правила ничего не слышала».

Слышала или не слышала, а новые правила есть, и действуют они с 1 июля 2019 года. Другое дело, что не знают о них не только продавцы, но и покупатели. По крайней мере, те, кого мы опросили. К слову, замечаю мужчину-покупателя, его рука тянется к коробке со сметаной. «Со скидкой?» — спрашивает мужчина продавца, совсем не интересуясь составом сметаны. И, получив утвердительный ответ, смело кладет товар в свою корзину.

Со временем правила войдут в нашу жизнь. Розница, видимо, еще не раскачалась.

«Неудобно и нам, и покупателям»

— Мы прекрасно осведомлены об изменениях правил продажи молочных продуктов, — говорит «Речи» Анна, руководитель молочного сектора в одном из крупных торговых центров города. — Понимаем, на что нацелено постановление правительства от 28 января 2019 года № 50. И естественно, пытаемся максимально удобно для покупателей разместить молочную продукцию, чтобы покупатель визуально мог отличить, где, допустим, творог без заменителей молочного жира, а где с заменителями. На полках у нас висят объявления. А если у покупателя все же возникают вопросы, информируем его дополнительно. Отдельной полки с надписью «Продукты без заменителей молочного жира» у нас нет. Почему? Во-первых, вся информация есть на этикетках. Во-вторых, покупателю неудобно бегать от полки к полке. Сыр — значит, он лежит  в сырной секции, а не на разных полках.

Обращаемся еще в ряд магазинов. Везде ответ примерно такой же: вся молочная продукция на прилавках снабжена достоверной информацией о составе, сроках годности, цене. Отдельные полки? Их нет.

«Это неудобно для нас: огромный объем работы, трудно разделить такой товар. И для покупателя неудобно, поскольку ему придется искать молоко, сыр или творог на разных полках», — объясняет товаровед Наталья.

А город помогает рознице с информацией?

— Сейчас мы рассылаем письма в адрес предприятий, чтобы дополнительно проинформировать о вступлении в силу новых правил продажи молочной продукции, и спрашиваем, какие меры приняты для того, чтобы покупатель мог визуально различить, где молочная продукция без заменителя молочного жира, а где с применением таких заменителей, — рассказывает «Речи» Татьяна Титова, начальник управления экономической политики. — Что же касается проверок, то мы их не уполномочены проводить. Это прерогатива надзорных органов, в частности Роспотребнадзора.

Татьяна Ковачева