Угадал призвание — выиграл жизнь

Отзвенел последний звонок, отгремел фейерверк в честь выпускного бала. И вот они, вчерашние школьники, вступили в самостоятельную жизнь. Теперь им предстоит определиться с главным в своей жизни на этом этапе — с профессией. Кажется, чего проще, ведь в школе велась профориентационная работа. Родители наверняка спрашивали, теребили: «Кем ты хочешь стать?» Получали ответ на этот вопрос, а может быть, и нет, пребывая и по сей день в тревоге за будущее своего ребенка. Вопрос, может, и простой, ответ сложный.

Недаром же говорится: угадал призвание — выиграл жизнь. Только вот гадание, на мой взгляд, здесь ни при чем. Мне нередко приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вчерашний школьник плохо себе представляет, в какой профессии он был бы успешным.

В таком случае лучше обратиться к специалистам, которые помогут юному человеку понять себя, понять, чего он хочет. На первом этапе путем тестов и анализа могли бы подсказать, что ближе конкретно этому человеку. Допустим, кто-то прекрасно себя чувствует, занимаясь физическим трудом.

Из такого человека получился бы хороший кузнец, слесарь, токарь, станочник. А родители советуют ему профессию умственного труда: будь юристом, будь экономистом. Ребенок поступает в институт, учится, но отбывает учебу как повинность, а то и бросает вуз, уходит в никуда. Годы потеряны.

Нередко выпускники плохо представляют себе будущую профессию. Знаю пример, когда мать, желая, чтобы дочь выучилась на врача, помогла ей устроиться санитаркой в больницу. Наверное, это правильно. Одно дело, когда тебе рассказывают, что профессия врача — это кровь, боль, сострадание, милосердие. И совсем другое, когда ты все это видишь сам, можешь оценить, способен ли ты себя в этой профессии реализовать. Может быть, человек падает в обморок при виде крови…

В Череповце с его промышленностью есть профессии, о которых дети знают понаслышке. Не знают тонкостей, к примеру, анализа качественных и количественных параметров твердых, жидких и газообразных материалов, автоматизации технологических процессов и производств. Специалисты в отраслях промышленности нужны, но школьнику сложно оценить, сможет ли он быть таким специалистом. Мне кажется, есть смысл продумать создание такого «мостика» между теоретическими знаниями и практическими. Это уже дело специалистов по
профориентации. В любом случае вчерашний выпускник не должен чувствовать себя одиноким при решении таких сложных задач.

Ануш Асатрян