Что связывает наш город со святителем Николаем Чудотворцем?

Уникальная выставка «Николай-угодник» открылась 29 июня в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. 350 редких изображений (иконы, кресты и пр.) святителя Николая Чудотворца XI — начала XX вв. для экспозиции представили государственные и частные коллекции из разных городов страны. И в Череповце есть уникальные святыни, связанные с Николаем-угодником. Но многие ли коренные жители смогут назвать семь череповецких храмов, названных в честь Николая Чудотворца? Или ответить на вопрос: где находится самая почитаемая в нашем городе Никольская икона?

В России Николай Чудотворец является самым любимым и почитаемым святым. Несмотря на то что он был архиепископом Мир Ликийских (города, располагавшегося на территории нынешней Турции), святителя нередко именовали «русским святым». Ни один город не обходился без храма или придела в честь угодника.

До революции на территории Вологодской области имелось 182 церкви, главные престолы которых были освящены во имя Николая Чудотворца, а количество храмов с боковыми приделами в честь святого просто не поддается исчислению.

Только на территории нынешнего Череповца стояло шесть (!) Никольских храмов:
— в деревне Матурино (ныне ул. Матуринская),
— в селе Никольском (ныне створ улицы Максима Горького на берегу Шексны),
— в селе Рождество (ныне здесь стоит действующий храм Рождества Христова),
— в селе Богослово (ныне перекресток улиц Олимпийской и Краснодонцев),
— напротив вокзала (ныне ул. Комсомольская),
— на вокзале — ныне действующий храм (до революции — часовня) Николая Чудотворца.

Кстати, последняя святыня является уникальным памятником, так как она устраивалась тщанием леушинской игуменьи Таисии, а освящал ее лично Иоанн Кронштадтский. Это единственный дошедший до нас храм Вологодской области, освященный святым.
Но и это еще не все. В Северном районе города сейчас строится еще один — в исторической ретроспективе уже седьмой — храм Николая Чудотворца.

Столь большое почитание святого неслучайно. Николай Чудотворец является скорым помощником всем обращающимся к нему, причем его молитвами Господь исполняет иногда самые незначительные, на первый взгляд, просьбы. Николай Чудотворец особенно почитается как покровитель плавающих и путешествующих, поэтому Никольские храмы часто устраивались на берегах рек и вдоль старинных трасс, особенно близ опасных участков. В Череповце имелось две такие церкви: в створе нынешней улицы Максима Горького, где находилась старинная переправа через Шексну, и на другом берегу — в деревне Матурино, через которую проходил древний тракт. Неслучайно была построена часовня на вокзале.

На Череповецкой земле имелось несколько Никольских монастырей, самым известным из которых является Николо-Выксинский (в 20 км от Череповца, ныне здесь плещутся воды Рыбинского моря). В этом монастыре подвизалась последняя жена Ивана Грозного, Мария Нагая (в иночестве Марфа), мать святого царевича Димитрия Угличского.

Во всех церквях и часовнях обязательно имеются иконы Николая Чудотворца. Многие из них прославились как чудотворные. Характерный пример — Великорецкая, к месту явления которой ежегодно совершается многотысячный крестный ход. В память о пребывании данного образа в Вологде во времена Ивана Грозного была выстроена Никольская церковь на Извести (ныне храм Александра Невского около Вологодского кремля). Столь необычное название церкви народное предание объясняет следующим образом.

Когда чудотворную Великорецкую икону доставили в Вологду, то узнали, что вблизи города орудуют татары. Поэтому было предписано предпринять меры, чтобы сохранить чудотворный образ. «И на берегу реки Вологды, на набережной близ Ильинского монастыря, для сохранения в извести секретно зарыли чудотворный образ Николая Великорецкого; и там он находился до тех пор. Когда жители города Вологды от нашествия татар отстояли, о сем было послано в царствующий град Москву великому государю Ивану Васильевичу Грозному известие, что разбиты татары под городом богоспасаемым Вологдой живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Иван Грозный повелел в Вологде в память о данном событии «оставить список и выстроить на том месте, где находилась в извести чудотворная икона св. Николая», церковь во имя святителя. Ныне этот список находится в экспозиции Вологодского музея-заповедника, а древний деревянный храм, перенесенный на более видное место, заменен каменным.

Имеются свои почитаемые Никольские иконы и в Череповецкой епархии. К числу главных святынь Воскресенского собора относится ценнейший памятник древнерусской живописи — чудотворный образ святителя Николая (конец XV — начало XVI веков) с клеймами избранных святых.

Он происходит из Судьбицкой церкви Череповецкого уезда (бывшего Никольского монастыря). В Воскресенский собор образ поступил в первой половине 1950-х годов из деревни Потеряево Шекснинского района. История его, с одной стороны, необычна, а с другой — характерна для эпохи безбожия.

Перед праздником одна женщина делала уборку. Когда она начала мыть одну из больших дубовых бочек, вдруг обнаружила на доске, которая служила крышкой, какое-то еле заметное изображение. Знакомые старушки сказали, что, скорее всего, это икона. Но что на ней изображено, рассмотреть было невозможно. Образу отвели достойное место в доме. Со временем на нем проявился лик.

К иконе стали приезжать верующие из окрестных деревень. Когда о ней узнали в Череповце, попросили ее передать Воскресенскому собору. В храме образ стал особенно любим и почитаем. Пред ним стали служить молебны и акафисты. Через некоторое время на иконе проявились и клейма с изображением святых угодников Божиих. С тех пор образ святителя Николая находится на одном и том же месте — на колонне справа от входа в собор.

Другая широко почитаемая икона имеется в соборе Рождества Богородицы г. Устюжны. Этот образ ранее пребывал в Николаевском Моденском монастыре (ныне село Модно Устюженского района). Явление его произошло следующим образом. Согласно преданию, восходящему к XVI веку, люди, собравшиеся на берегу реки Мологи, наблюдали весенний ледоход. На одной из льдин они увидели плывущего инока с посохом в руках, которым тот отталкивал лед. Поравнявшись с монастырем и пристав к берегу, инок скрылся в прибрежных кустах.

Народ, стоявший на берегу и видевший все это, пошел к зарослям в надежде узнать о монахе. Каково же было всеобщее удивление, когда вместо ожидаемого инока взору предстала лежавшая на кустах икона святителя Николая. Образ сразу же стал почитаться явленным и чудотворным. Одно из наиболее удивительных чудес святителя по молитвам перед данной иконой случилось в начале XVII века, когда огромные полчища поляков грабили и разоряли Русский Север.

Крупный отряд грабителей остановился на противоположном от Моденского монастыря берегу. Гибель казалась неизбежной: горстка монахов была бессильна противостоять вооруженным до зубов воинам. Единственная надежда оставалась на помощь святителя Николая. Монахи устремились в храм и стали горячо молиться. И их упование не было посрамлено.

Когда завоеватели попытались переправиться через неширокую Мологу, то столкнулись с необычным явлением. Посередине реки образовалась какая-то полоса, которую никто не смог переплыть. Всякий, ее достигавший, невидимою силою увлекался на дно реки. Видя полную невозможность разорить обитель, которая была столь близка, захватчики направились вниз по левому берегу Мологи, по пути уничтожив Успенскую Шалочскую Гурьеву пустынь.

С Моденским образом ежегодно совершались многодневные крестные ходы по окрестным селениям, в Устюжну. В советские годы в Устюженский краеведческий музей поступило несколько икон из Моденского монастыря, в том числе образ святителя Николая, датируемый концом XVII — началом XVIII вв., по-видимому, являвшийся почитаемым списком древней иконы. Он долго пребывал в запасниках, а в настоящее время выставлен на поклонение верующим.

Почитание Николая Чудотворца было настолько велико, что его изображения делались даже на иконах Пресвятой Богородицы (либо на обратной стороне, либо под образом Божией Матери). Часть из них также прославились как чудотворные. В частности, на Вологодской земле к таковым относятся Святогорова икона Божией Матери (находится в Лазаревской церкви Вологды) и Дуниловская (до 2002 года она пребывала в Казанском храме Никольска, откуда была похищена).

Мы рассказали лишь о малой части чтимых Никольских святынь Вологодчины. Но даже из этого крайне неполного описания видно, что имя Николая Чудо-творца занимает одно из важнейших мест в духовной истории нашего края. А значит, проведение выставок и конференций, подобных кирилловской, несомненно, станет важными вехами в деле осмысления нашего прошлого, настоящего и будущего.

Михаил Мальцев, газета «Голос Череповца»

23 августа 2019
Будущие призывники узнали о службе в армии из первых уст
Горячая линия по вопросам службы в армии прошла на телефоне доверия благотворительной программы «Дорога к дому»
23 августа 2019
Чиновники оценят идею четырехдневки
До конца сентября Минтруд представит в правительство свою позицию о перспективах введения в России четырехдневной рабочей недели