Число групп для особых детей растет

В детсадах Череповца открыта 101 компенсирующая группа для детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Нарушения, с которыми принимают сюда, разные: речи, зрения, интеллектуального развития, опорно-двигательного аппарата.

Для кого и где

Эти группы работают в двадцати детских садах Череповца во всех районах города. Кроме того, в четырех детсадах открыты группы оздоровительной направленности для детей, у которых есть проявления туберкулезной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, нефро-урологические, целиакия, аллергопатология, а также для часто и длительно болеющих детей.

Узнать, какие и в каких дошкольных учреждениях города есть группы компенсирующей и оздоровительной направленности, можно на официальном сайте управления образования.

Как попасть

В управлении образования нам объяснили: если у ребенка есть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и родители хотят, чтобы он посещал компенсирующую группу, нужно это указать в заявлении. Делается это на портале госуслуг или в МФЦ (многофункциональном центре). Потребность необходимо подтвердить документами — заключением от ПМПК, где ребенку рекомендована адаптированная образовательная программа. Исходя из количества таких заявлений и формируются группы, причем число их в Череповце каждый год увеличивается. Например, к прошлому учебному году (2018/2019) было открыто сразу несколько логопедических групп.

В сентябре 2019-го появится еще одна такая группа и группа для детей с задержкой психического развития. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата полностью отдан детский сад № 122.

Почему растет число таких групп? С одной стороны, больше становится особых детей, а с другой — родители больше информированы, больше настроены на развитие детей.

— Больше всего, — рассказывает «Речи» главный специалист отдела дошкольного образования управления образования мэрии Череповца Наталья Швецова, — востребованы группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Именно таких групп открыто более 50 % среди компенсирующих. Но и этого недостаточно: спрос удовлетворен на 90 %. Меньше всего групп для детей с нарушениями слуха, все эти группы функционируют в центре образования № 44.

Важно еще знать, что в специализированные группы детей берут с определенного возраста: с нарушениями опорно-двигательного аппарата — раньше всех, с двух лет; с нарушениями зрения — с трех; с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями интеллектуального развития — с четырех лет.

Родители часто спрашивают: почему не открыть логопедические группы для более младших детей и начать исправлять речь раньше?

— Речевой аппарат формируется к четырем годам, — объясняет Наталья Швецова, — и раньше, чем произойдет его физиологическое созревание, что-либо менять не нужно.

Среди здоровых детей

Но детей с особенностями развития еще больше: некоторые родители решают воспользоваться правом водить ребенка в обычную группу детского сада. Таких инклюзивных групп в городе уже достаточно много.

К 2019 году в рамках городской программы «Доступная среда» в десяти детских садах созданы необходимые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, закуплено оборудование, выполнены специальные работы — построены пандусы, смонтированы специальные поручни.

А в двух детсадах, № 77 и 131, где компенсирующих групп много, даже есть подъемники для детей — инвалидов-колясочников. Педагоги проходят специальное обучение для работы с такими детьми, разрабатывают адаптированные программы для их обучения.

В садик вместе с мамой или папой

Родители не всегда имеют возможность или желание приводить ребенка с особенностями в детский сад на целый день. Но помощь в его развитии, дошкольном образовании требуется. И управление образования откликается на эту потребность.

С 2016 года в детских садах Череповца открыты группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в двух детских садах — № 15 и 119, с 1 сен-тября 2017-го — в детских садах № 46, 77 и 85. Родители приходят вместе с детьми. Педагоги занимаются с детьми, мамы и папы участвуют в этой работе, многому учатся, чтобы потом использовать эти знания, умения, понимание на занятиях дома и просто в общении со своими малышами.

А для родителей тех деток с ОВЗ или инвалидностью, которые вообще не ходят в садик, в детском саду № 77 создан консультационный центр. Родители получают бесплатную помощь педагогов и психологов, консультации, в том числе через Интернет.

Ирина Ромина