Нужны ли ребенку карманные деньги?

Летом онлайн-обсуждения в проекте «Семья ОНЛАЙН» проходят раз в неделю, по средам, в соцсети «ВКонтакте» — в группах газет «Речь», «Голос Череповца» или «Канала-12». Доступ имеют все желающие, вот адрес: https://vk.com/rech_gazetta.

За последнее время из обсуждений, проходивших в группе нашей газеты, самый большой интерес вызвала тема карманных денег — 110 комментариев, почти пять тысяч просмотров. Вопрос был от папы:

«Я выдаю сыну карманные деньги раз в неделю, — написал нам Александр. — Недавно сын (учится в шестом классе) получил четыре двойки за неделю! Я, естественно, лишил его денежного довольствия на месяц: лентяи не заслуживают развлечений. Но сказал сыну: исправит двойки — частично возмещу (стимул, считаю, тоже важен). А жена спорит, якобы ей психологи сказали, что карманные деньги к пятеркам и двойкам отношения не имеют, их просто так надо выдавать. Но мне на работе «просто так» никто зарплату не платит, отработать надо. Разъясните, как надо поступать и почему. Нужны ли вообще карманные деньги детям?»
«Мы с вами живем в современном мире, — отвечает психолог Людмила Иохим, — а он — материален, поэтому считаю, что карманные деньги детям выдавать нужно, но правила получения этих денег с детьми нужно обговаривать очень четко! Лучше всего прописать это в домашних правилах, которые, я считаю, должны быть в каждой семье. Мои дети правила написали своей рукой, и этот красивый листочек висит в детской комнате. Правила касаются поведения и успеваемости детей в школе, соблюдения графика уборки дома. Главное, чтобы в составлении таких правил дети принимали активное участие и вносили свои предложения. Соблюдение правил — начисление бонусов. За нарушением правил должен следовать штраф, с которым ребенка нужно ознакомить заранее. И тогда если ребенок нарушает правила, значит, он это делает осознанно, а это уже серьезно!»

Психолог Елена Карпова предложила формулу, которая многим понравилась: возраст ребенка умножить на 10 = сумма карманных расходов на неделю.

«Это общая рекомендация, — уточнила Елена, — каждой семье надо смотреть на свои возможности».

Психолог Наталья Богданова объяснила одну из задач карманных денег для сына или дочери: «Ребенок должен уметь обращаться с деньгами, к тому же это хорошая тренировка счета».

Еще один важный момент: ребенку полезно учиться понимать, на что имеет смысл тратить деньги, а на что нет. В процессе обсуждения мы получили письмо от мамы, которая рассказала: «Попробовала как-то дать деньги маленькой дочке сразу на целую неделю, проговорили с ней, как распределить средства. В результате дочка потратила все за один раз и с восторгом рассказывала, сколько всего она смогла купить! Но потом три дня лечили живот…»

Что ж, и такой опыт, хоть это и покажется кому-то странным, полезен для ребенка — опыт ошибок. Вряд ли в ближайшем будущем девочка захочет так же во вред себе потратить деньги.

«Мне кажется, — уточняет психолог Елена Карпова, — что тут мама завысила ожидания от дочери. Взрослые люди и то не с первого раза запоминают договоры и соблюдают принятые решения. Это хороший опыт для того, чтобы с дочкой еще раз обсудить: ей на самом деле плохо от сладостей — а не просто мама ее пугает. Может быть, надо тогда просто по 10 рублей в день давать, например? Или договориться, что сладкое выдают дома, а дочь может копить на игрушки. Тут особая ситуация, требующая индивидуального решения».

Что касается вопроса папы — уменьшать ли сумму денег из-за плохих оценок, мнения разделились.

«Учеба — это не работа, — написала Алена Сеничева. — За учебу можно стипендию получать в университете, но ее платят не родители, а государство. Вот ребенок знает, что за пятерки его будут поощрять, а получит двойку — лишат денег. И тогда, быть может, начнет затирать оценки в дневнике, пытаться вызубрить, а не понять материал, чтобы получить хорошую оценку. Ребенок — и так существо от родителей зависимое. Не нужно, думаю, эту зависимость каким-то образом еще сильнее увеличивать: вот могу я тебе денег дать, если ты себя хорошо ведешь, а могу и не дать».

А вот другое мнение, папы: «В жизни всегда можно лишать за что-то, чтобы ребенок понимал: жизнь ведет по своим правилам, это не схема». Иными словами: есть естественные последствия поступков, и ребенку важно это осознать.

«Естественные последствия тем и хороши, — комментируетпсихолог Зоя Кудряшова, — что в присутствии страхующих взрослых позволят получить негативный опыт (купил игрушку и сразу забыл о ней или потерял; переел сладостей и стало плохо и т. п.). Но научат ребенка использовать деньги для достижения важных задач, т. е. не тратить зря, планировать покупки. Иными словами, управлять деньгами».

Интересное мнение высказала Елена Карпова:


«Родителям стоит обсудить, как они будут действовать, если у одного из них будут проблемы на работе. Тоже человека с трудностями лишат денег на мелкие расходы или посадят на хлеб и воду на время трудностей? Или вся семья будет участвовать в том, чтобы выйти из ситуации: все урежут свои расходы и развлечения и помогут справиться с трудностями?»

Подводя итоги, психологи высказались так.

Людмила Иохим:

— Я как психолог и как мама двоих сыновей рекомендую:

1) родителям важно прийти к общему решению в плане реагирования и действий в таких ситуациях. Не должно быть противоречий между мамой и папой — детей это сбивает с толку, а иногда даже пугает;

2) четко обговорить с ребенком правила, по которым он будет получать карманные деньги;

3) всегда помнить, что мама, папа и ребенок — одна семья и эти разногласия и недопонимание — разрешимы.

Елена Карпова:

— Я думаю, что выход для папы из данной ситуации может быть таким:

1. Договориться с мамой за что, сколько и на что они готовы выдавать сыну денег.

2. Выйти на разговор с сыном, о том, что предыдущий договор был не очень хорошим и у них появились разногласия. Предложить составить новый договор, спросить сына о его пожеланиях и доводах. Последнее слово за родителями — они тут власть. Договор можно составить в трех экземплярах — по одному для каждого члена семьи.

3. Попытаться найти причины двоек у сына. Выяснить, как он их может исправить и нужна ли ему помощь. Если для сына образование ценность — то, возможно, ему достаточно помочь придерживаться режима дня и учебы или найти способы смены деятельности (учебы и отдыха). Все-таки сейчас довольно много надо делать уроков дома. Если для сына ценность учебы низкая и он хочет зарабатывать деньги, а не учиться, то договориться о минимальных оценках и обговорить возможность заработка. Все-таки на любой работе надо повышать квалификацию и учиться — это может привить вкус к обучению…

4. Еще можно вместе с сыном планировать семейный бюджет, чтобы у него был опыт того, сколько денег уходит на обязательные расходы и сколько остается на развлечения.

Ирина Ромина

Сегодня, 19:53
Более 400 млн. рублей сэкономила Вологодская область, досрочно погасив в этом году все кредиты
Вологодская область после пяти лет реализации антикризисной программы смогла укрепить доходный потенциал и сделать рывок в этом направлении.