Мастера горлового пения спели о конях и девушках

«Алаш» — всемирно известный ансамбль, главный коллектив Тувы, где родилось искусство горлового пения.

«Мы семь месяцев в году проводим на заграничных гастролях, в России редко выступаем», — рассказали музыканты череповецкой публике.

Участник «Алаша» Аян Ширижик сидит на сцене Камерного театра и бьет в огромный барабан. До концерта еще два часа, и музыканты вышли на репетицию.

«Добавьте басовых нот, — просит он звукорежиссера. — Где низкие частоты? У вас есть сабвуфер?» Трио «Алаш» исполняет песни предков, древние как
мир, но это не мешает им быть продвинутыми музыкантами и пользоваться всеми современными новинками звуковоспроизведения.

«Мы берем за основу старую песню, но чуть-чуть ее осовремениваем, чтобы было понятно», — рассказал корреспонденту «Речи» музыкант по имени Аян-оол Сам. Со стороны кажется, что тувинская песня является набором повторяющихся звуков. Между тем она полна смысла. Участники «Алаша» рассказали о том, что почти во всех старых тувинских песнях первые две строчки в четверостишии посвящены коню — кормильцу и символу достатка тувинца. Вторые две строчки отдаются любимой девушке или родине.

В Череповец «Алаш» привез с десяток традиционных тувинских инструментов, которые во всем мире могут изготовить несколько мастеров из тувинского города Кызыла. Музыканты познакомились в Кызылском училище. Будучи однокурсниками, играть начали еще в студенческие годы, и в этом году коллектив отмечает 20-летие. Все трое — уроженцы сельской местности. Ондар Бады-Доржу родился в соседнем селе с министром обороны России Сергеем Шойгу. Истории приобщения к музыке у участников трио «Алаш» очень похожи — мол, родители работали, а детей оставляли с бабушками и дедушками, которые пели и играли на инструментах.

Своих детей музыканты «Алаша» тоже приобщают к пению и народным традициям, борясь с засильем современной культуры. Ондар Бады-Доржу рассказал, что дома разговаривает с детьми только на тувинском языке, поскольку в детском саду и в школе Кызыла они слышат только русский язык.

«Хорошо бы, чтобы они еще английский язык изучили — на нем весь мир говорит, — считает отец. — И китайский тоже, нужно смотреть вперед».

Музыканты «Алаша» и сегодня, будучи прославленными, могут собрать юрту в степи и поймать коня в табуне. Они собирают большие залы в Лос-Анджелесе и Токио (с Вологодчины отправились в турне по Европе и Китаю), но лучшим отдыхом считают родные степи и жизнь при табунах. «Там тишина, покой», — говорит Аян-оол Сам.

За рубежом многих зрителей удивляет, что народный коллектив из России приехал без балалайки и баяна.

«Бывает, просят спеть «Калинку-малинку», — говорят музыканты. — Без проблем. Мы можем, на одной струне».

Сергей Виноградов

16 июля 2019, 16:00
Северсталь опубликовала отчет за 2018 год по основным социальным направлениям
Социальные программы «Северстали» направлены на повышение потенциала местных сообществ через развитие малого и среднего бизнеса, социального предпринимательства.