7 июня 2019, 19:20

Зачем детям звезды

Прошлый учебный год вернул в школы астрономию как отдельный предмет. Случилось это «скоропостижно», без основательной подготовки. Как прошло возвращение? Будет ли экзамен по астрономии? И нужно ли ее знать, по мнению горожан?

Предыстория вопроса

Если вас спросят: «Земля вращается вокруг Солнца или наоборот?», вы, скорее всего, воскликнете: «Конечно Земля вокруг Солнца! А в чем подвох?» А в том, что, по опросу ВЦИОМ 2007 года, 28 % процентов респондентов считали, что Солнце вращается вокруг Земли; в 2011-м так ответили уже 32 % опрошенных россиян. Слава богу, прошлогодний опрос показал снижение доли «геоцентристов» среди наших сограждан до 25 %. Однако среди подростков таковых оказалось целых 60 % (кто-то, возможно, просто решил «приколоться», но не в массовом же порядке).

Вероятно, это печальный итог изгнания из школ астрономии как самостоятельной дисциплины. Где-то от нее отказались уже в 90-х годах, где-то в начале этого века. В Череповце итоговая оценка по астрономии еще фигурировала в аттестатах выпускников 2008 года.

До прошлого учебного года некоторые знания о мироустройстве дети получали на уроках по другим предметам: в начальных классах — в курсе «Окружающий мир», далее — на уроках по географии и физике.

Возвращение

По мнению специалистов, знать астрономию необходимо хотя бы для того, чтобы отличать научно обоснованную информацию от вымысла в сообщениях СМИ на «космические» темы. И не воспринимать всерьез, например, всевозможные «страшилки» по поводу грядущего конца света. Особенно часто его назначают на разные конкретные даты в последнее время, рассказывая об угрозе со стороны планеты Нибиру, якобы описанной в шумерской мифологии.

Ну как вам, например, такое: «Планета-убийца Нибиру вплотную приблизилась к Великобритании». Или: «Таинственная Нибиру уже убила нашу планету, а люди сейчас живут в лаборатории под куполом, которую создали инопланетяне в целях эксперимента. Уфологи нашли этому несколько доказательств».

Впервые о возвращении астрономии в школы министр образования и науки РФ Ольга Васильева заговорила осенью 2016 года, вскоре после своего назначения на должность. А в июне 2017-го она подписала приказ № 506, согласно которому астрономия вновь вошла в число обязательных предметов.

Проблемы и решения

По поводу возвращения астрономии в школы сломано страшное количество копий. Спорили о том, в каких классах преподавать (специалисты говорят, что наибольший интерес к астрономии наблюдается в 5 — 6-х классах, а в старших больше озабочены ЕГЭ, не до астрономии, по которой экзамен не предусмотрен), как преподавать (то есть каким должно быть содержание), по каким учебникам (новых нет, а прежние устарели) и кто должен преподавать (физики уже успели подзабыть астрономию).

Как решили эти вопросы в Череповце? По просьбе журналистов ситуацию прокомментировали зам. начальника управления образования Мария Барабанова и методист по информатике и физике Светлана Антончик.

Светлана Антончик:«Проблема была одна — сначала мы все искореняем, а затем, почти через десять лет, приходится восстанавливать: предмет в учебном процессе, квалификацию учителей, обновлять знания по предмету, обновлять методическую составляющую, учебники».
Мария Барабанова:«На старте решались вопросы: когда (в 10-м или 11-м классе, в каком полугодии) вести преподавание предмета, за счет каких часов учебного плана ввести часы для преподавания астрономии, кто будет учителем по предмету. Учреждения пошли по разным моделям».

Итак, вопрос с возрастом отчасти решили «наверху», в Министерстве образования, — предоставили школам выбирать между 10-м и 11-м классом. (Кстати, общая нагрузка на учеников не увеличилась: было, например, 34 учебных часа в неделю — столько и осталось.)

Светлана Антончик:«Возможно, более удобно вести предмет в 11-м классе, так как вопросы по астрономии встречаются в итоговой аттестации. На сегодняшний день большая часть школ Череповца предпочитает вести предмет в 11-м классе».

Что касается содержания и учебников — выпущен обновленный вариант советского учебника Б.А. Воронцова-Вельяминова (превосходного, по мнению специалистов); есть и совсем новые. Однако, по словам родителей учеников, книг на всех не хватает, в ряде школ у ребят один учебник на двоих. Пользуются и электронной версией, но, по отзывам, это не очень удобно.

Светлана Антончик:«В прошлом учебном году были некоторые сложности с учебниками, поздно пришли заказы, но сейчас таких проблем нет. Если говорить об электронной форме учебника, то я сама ею пользуюсь, и это очень удобно. Для хорошего ученика это клад».

Преподают астрономию учителя физики, прошедшие соответствующую подготовку. По словам Марии Барабановой, в 2017 году в Вологодском институте развития образования были организованы курсы по вопросам преподавания астрономии. Светлана Антончик подчеркнула, что курсы сделали многие вопросы более понятными. Также в Череповце методической службой были организованы семинары с участием корпорации «Российский учебник», где рассматривались вопросы преподавания астрономии.

В прошлом году сообщалось, что с 2019 года должны проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, однако этого не произошло. Одна задача по астрономии включена в ЕГЭ по физике.

Как учителя относятся к возвращению астрономии в школы? Как восприняли появление нового предмета ученики и родители?

Светлана Антончик:«Для учителя введение астрономии — это дополнительная нагрузка и ответственность. Для ученика это должно быть интересно и романтично. А вот родители, наверное, просто боятся всего нового и неизвестного».

Кому в Череповце интересна астрономия?

В сообществе в соцсети «ВКонтакте» мы предложили горожанам ответить на вопрос: «Как вы относитесь к возвращению астрономии в школы и интересуетесь ли ею сами?» Среди 82 череповчан, принявших участие в опросе, 57 одобряют возвращение астрономии в школьную программу, 10 человек считают это ненужным. 18 горожан ответили, что интересуются астрономией. Неинтересной ее для себя назвали 13 человек.

Подтверждение тому, что в Череповце есть любители астрономии и наблюдений за звездным небом, можно найти в группе «Любительская астрономия в Вологодской области» во «ВКонтакте». Рассказывает администратор группы Александр Смирнов:

«У нас есть астроклуб в Вологде, который посещают в среднем 15 человек; астрономы-любители также собираются в Череповце и Тотьме. Через Интернет многие любители астрономии могут не только общаться, но и приобрести нужный телескоп».

Приобрести телескоп можно на интернет-сайтах крупных торговых сетей, специализирующихся на технике. Цена — от 2850 до 75 600 рублей.

И все же, видимо, звездное небо нынче волнует не многих. Несколько лет назад в городе действовала мини-обсерватория на территории Усадьбы Гальских (сейчас — нет), работал стационарный планетарий «Млечный путь» — сначала на площади Химиков, потом в Комсомольском парке. Но этот проект оказался нерентабельным.

Сейчас стационарного планетария нет, действует только мобильный — ездит по детсадам и школам (кстати, в городе есть еще два таких планетария, «Первый череповецкий мобильный планетарий» и «Галактика»). Как правило, демонстрация проходит в 1 — 4-х классах, реже в 5 — 6-х. Есть программы и для детей от трех лет, и для взрослых. Выезжают по три-четыре раза в неделю, в том числе и за пределы Череповца, и не только по Вологодской области (были, например, в Ярославле и даже в Санкт-Петербурге).

По словам руководителя планетария Марины Андреашкиной, азы астрономических знаний у ребят есть — примерно у 40 %, но копни чуть поглубже — и «черная дыра». Между тем в детсадах и школах нередко отказываются принимать передвижной планетарий, говорят: «Нам это не нужно». А в одной школе представитель администрации сказала: «Мне это неинтересно…»

Кстати, в январе этого журналисты проводили опрос, каких учреждений культуры и науки не хватает Череповцу. Победу с большим преимуществом одержал планетарий: за этот вариант высказались почти 300 человек из 640 принявших участие в опросе.

Проверьте себя

Вот лишь часть требований образовательного стандарта по астрономии к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать:

— смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

— смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина.

Ученик должен уметь:

— описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимо-связь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость»;

— находить на небе основные созвездия Северного полушария, это в том числе Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, это в том числе Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе.

Мнение специалиста

Андрей Максимов, зав. кафедрой физики ЧГУ, доктор физико-математических наук, профессор:

— В Министерстве образования встречаются люди, путающие понятия «астрономия» и «астрофизика». Астрофизика направлена прежде всего на изучение физических процессов, происходящих в различных объектах Вселенной (планетах, звездах и др.), а астрономия связана преимущественно с численными измерениями с помощью специального оборудования (телескопов, спектрографов и др. приборов), которых уже нет ни в школах, ни в ЧГУ. Поверьте моему печальному опыту за последние 30 лет: красивые слова госпожи Васильевой и даже ее приказ № 506 никак не будут подкреплены централизованным снабжением школ и вузов этим оборудованием, как делалось в советское время. И остается изучать астрономию… на пальцах или по Интернету.

В нашем университете астрономия уже лет 20 не преподается как самостоятельная дисциплина. Я по своей инициативе читал студентам лекции по астрофизике еще пять лет назад. В следующем году планирую возобновить чтение курса по астрофизике. Это будет факультативный курс для второкурсников. Там-то я выясню с помощью анкетирования и тестирования, какова астрономическая подготовка абитуриентов.

Сегодня на кафедре физики нет уже преподавателей по астрономии, обсерватория в ЧГУ давно не действует, а в нашем городе практически не найдешь специалиста, который мог бы работать даже в исправной обсерватории.

Для серьезного изучения астрономии на курсах подготовки для учителей этот предмет должен читать специалист, приглашенный из какого-то столичного вуза, например из МГУ, где еще преподается эта дисциплина. Кстати, сейчас есть прекрасные онлайн-курсы, например курс «Основы астрономии» МГУ с выдачей сертификата об обучении.

Даже если управление образования найдет и пригласит такого специалиста, на какую материальную базу, без которой немыслимо изучение астрономии, он приедет? Найдутся ли на это средства?

Обсерватория в нашем городе была запущена практически одновременно с переездом ЧГПИ в 1991 году в новое здание на Советском проспекте, она была запланирована даже в проекте этого здания. Эта обсерватория активно просуществовала пять лет — до объединения ЧГПИ и ЧГИИ в ЧГУ — благодаря доценту Е.И. Зайцевой, которая давно уже на пенсии. Находились энтузиасты-одиночки, которые пытались даже за счет своих средств продлить деятельность обсерватории, но высокая арендная плата без скидок на образовательные функции оттолкнула и их. Максимум, чего они добились, — смогли заставить снова вращаться купол обсерватории, а потом законсервировать его до лучших времен.

Можно ли было бы задействовать обсерваторию в преподавании астрономии школьникам? Ну давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что лучшие времена все же настали: нашелся спонсор, который вложил в обсерваторию порядка 10 млн рублей и вдохнул в нее вторую жизнь. Скажите, кто в ней будет работать — в основном в ночное время (любимое время суток астрономов) с несовершеннолетними школьниками, для которых никто не отменял комендантский час? Кто их будет привозить в обсерваторию в это позднее время и развозить после занятий по домам? Кто будет отвечать на полуночные звонки обеспокоенных родителей, дети которых вместо занятий по астрономии рванули на дискотеки или в ночные клубы?

Лучшим решением было бы создание в городе стационарного планетария, который можно посещать в любое дневное время со своим учителем или прекрасным лектором-экскурсоводом.

Елена Сивцова