4 июня 2019, 19:22

IV фестиваль педагогических идей «Ориентир-2019» подарил много полезного

В IV фестивале педагогических идей «Ориентир-2019» приняли участие педагоги, специалисты и руководители детсадов Череповца. Идей было действительно много, а завершился фестиваль большой совместной дискуссией о новом качестве образования.

Эксперт Анна Красушкина, преподаватель ЧГУ, отметила:

«Сложность еще и в том, что все мы воспитаны в системе так называемых ЗУНов — «знания, умения, навыки». А теперь требования меняются, в том числе и образовательных стандартов».

Именно такую тему — «Новое качество образования — миф или реальность?» — выбрали организаторы для дискуссии.

Тема сложнейшая, над ней ломают головы и ученые, и практики.

В нашем городе только в дошкольном образовании созданы и действуют 21 ресурсный центр и площадка: в течение года педагоги этих учреждений проводят занятия для коллег, делятся опытом. И задача фестиваля — дать возможность слушателям показать, чему научились, была ли польза от занятий, что нового появилось в работе. Участники представили новые пособия, которые помогают детям лучше усваивать тот или иной материал; новые игры и проекты.

Опыт очень разный. Есть, например, сложная тема: работа с детьми, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В последние годы таким детям предоставлено право посещать обычные детские сады и школы, но для педагогов это непростая задача: во-первых, не у всех есть специальная подготовка, во-вторых, ребенок с ОВЗ требует больше внимания, чем обычные дети.

«Как мне теперь работать? — переживали воспитатели. — Я все время уделяю ребенку с ОВЗ, а обычные дети остаются без внимания, не смогут пройти программу!»

И вот участница фестиваля Мария Саянкина (детский сад № 102) предложила конспект занятия — пример такой работы. С детьми младшей группы читают сказку «Колобок», параллельно учатся лепить.

В сказке бабка лепит колобок — и дети учатся. Воспитатель берет ручки ребенка с нарушением двигательной активности и лепит шарик вместе с ним, а остальные дети смотрят и делают самостоятельно. И всем хорошо!

Или. Немало воспитателей детских садов Череповца работают с детьми по системе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Но необходимо много пособий, часто сложных в изготовлении. Денег же на них, как правило, нет. И в этом году, как отмечают организаторы, были представлены разнообразные пособия для занятий. Причем педагоги рассказывали, что родители, увидев эти новые изделия и оценив их пользу, нередко делали такие же сами — для занятий с ребенком дома, а иногда и для группы садика.

Или. Педагоги детского сада № 122 Наталья Паршукова и Татьяна Копылова разработали настольную игру по типу «Монополии» — для знакомства детей с азами финансовой грамотности.

И других полезных идей фестиваль показал множество.

Дискуссионная площадка по проблеме качества дошкольного образования тоже получилась очень интересной. Оценка качества работы в социальной сфере, в сфере образования — дело сложное и неоднозначное. Заместители заведующих детсадами в процессе деловой игры обсуждали это с разных точек зрения: родителей, самих детей, педагогов, государства и общества. В группе «родителей» было высказано, например, предложение: в дополнение к интеллектуальному и физическому обучению детей нужно развивать их коммуникативные навыки — учить общаться. Именно это, а не только образование, очень важно в наше время.

И методист одного из садов поделилась: да, уже выявилась такая тенденция. Судя по результатам проведенного в саду онлайн-опроса, родители действительно обращают внимание не только на интеллектуальное развитие детей, они хотят, чтобы сад учил малышей и общаться. Именно коммуникативные умения (а не только знания, как принято думать) часто оказываются решающими в жизни человека — в построении карьеры, в создании семьи.

Ирина Ромина