29 мая 2019

Дорогой алкоголь теряет популярность

Спрос на вино и дорогостоящие крепкие алкогольные напитки в России снижается с начала года, потому что россияне предпочитают заменять их более дешевыми пивом и водкой. Косвенно этот факт — еще одно свидетельство падения реальных доходов населения.

Как показали результаты исследования сервиса Rate&Goods, на которое ссылается «РИА Новости», лидерство в сегменте алкогольных напитков на российском рынке сохраняет пиво, причем спрос на него стабильно растет. Исследование было проведено на материале 700 тысяч чеков пользователей сервиса.

Если в конце 2018 года пиво занимало долю в 55,4 % от всего купленного алкоголя, то в конце первого квартала — уже 63,2 %, а в апреле спрос на пиво вырос до 64,2 %. На втором месте потребительских предпочтений — вино. Однако спрос на него по сравнению с прошлым годом несколько снизился: если на конец прошлого года доля вина составляла 18,3 %, то в первом квартале она сократилась до 15,5 %, а в апреле — до 15 %.

Исследователи утверждают, что на фоне общего роста цен россияне стали экономить на алкоголе. Дорогих напитков — виски, коньяка — покупают все меньше и вместо вина отдают предпочтение более демократичному пиву.

В этом году не наблюдали даже роста продаж шампанского на Восьмое марта, хотя, как правило, в Международный женский день его покупают достаточно активно — это второй после Нового года потребительский пик.

Спрос на водку, по данным экспертов, остается стабильным — ее продажи занимают 10 % от общего объема, а от более дорогих крепких напитков россияне постепенно отказываются: спрос на виски сократился с 2,4 % в конце прошлого года до 1,4 % в этом, на коньяк — с 4,5 и до 3,5 %.

Страдает и шампанское: если по итогам IV квартала 2018 года его доля составляла 4,1 %, то по итогам I квартала 2019-го — 1,4 %, в апреле — 1,3 %.

По мнению аналитиков, в ближайшее время тенденция к экономии на алкоголе сохранится. Уже несколько месяцев наблюдается устойчивый рост цен, в том числе на товары первой необходимости, и, похоже, алкоголь — это то, на чем люди просто вынуждены экономить. Самый уязвимый сегмент — это элитные напитки, такие как коньяк и виски. Они, скорее всего, и дальше будут терять популярность.

Андрей Савин