«Булгаков моден у череповецкой молодежи»

«Дописать, прежде чем умереть», — пронзительные слова, оставленные Михаилом Булгаковым на полях романа, над которым он работал почти 20 лет. Автор знал, что смертельно болен, и торопился закончить произведение, которому было суждено занять особое место в мировой литературе. «Мастер и Маргарита» не оставляет читателей равнодушными. Одни восхваляют его, как кладезь философских смыслов, которые можно открывать для себя раз за разом бесконечно. Другие не могут осилить даже несколько страниц. Те и другие на минувшей неделе собрались в Центральной городской библиотеке, чтобы послушать лекцию о трагической судьбе Михаила Булгакова.

С медициной не вышло


«Сегодня мы поговорим о великом русском писателе с драматической судьбой, личной и творческой, Михаиле Афанасьевиче Булгакове, — так начала лекцию доцент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ Зоя Лукичева. — Человек он был страстный, очень любил жизнь, но, если можно так сказать, родился не в свое время, это и определило драму его судьбы…»

Лектора внимательно слушают десятки человек, собравшихся в зале Верещагинки. Аудитория разного возраста — от интеллигентного вида пенсионеров до старшеклассников. Первые записывают слова преподавателя в тетрадочки, вторые по привычке утыкаются в экраны смартфонов, но только поначалу. Зоя Всеволодовна настолько увлекла зал историей жизни и творчества Булгакова, что молодежь отложила в сторону свои гаджеты, затихли и редкие перешептывания.

Михаил Булгаков родился в 1891 году, отец его был преподавателем Киевской духовной академии, мать — учительницей гимназии. В их доме имелось огромное количество книг, включая и духовную литературу, апокрифические Евангелия в том числе. Знакомство с ними в будущем найдет отражение в отступлениях от принятых библейских канонов в «Мастере и Маргарите».

Михаил был старшим из шести детей в семье Булгаковых и в детстве не отличался особым прилежанием, был драчуном. Первый раз он женился вопреки воле родителей (всего у писателя было три жены). Поступив в медицинский институт, он пропадал в анатомическом театре, готовился служить на поприще врачевания детей. Кто знает, возможно из Булгакова и вышел бы выдающийся медик. Но получение им диплома детского врача совпало с трагичными событиями в истории России. На дворе был 1918 год.

Булгакова призвали в армию петлюровцы, он бежал, его пытались мобилизовать красные, он не пошел и в итоге попал на войну в составе деникинцев. Вместе с армией Деникина он оказался во Владикавказе, пережил очень тяжелую личную драму, когда его, больного тифом, умирающего, бросили при отступлении…

Звонок от Сталина

В 1921 году Булгаков, окончательно признавший, что его призвание — литература, а не медицина, едет в Москву. Он перебивается случайными заработками, в его меню только чай с сахарином да картошка на постном масле, но Михаил увлечен творчеством. Он заканчивает свой первый роман «Белая гвардия». А после — пьесу «Дни Турбиных». Критики восторженно приняли первые произведения Булгакова. Его пьесы ставились в театрах ежедневно и собирали полные залы. Ситуация кардинально изменилась, когда он написал остросатирическую пьесу о нэпмановской Москве «Зойкина квартира». На писателя ополчилась критика, его пьесы удалили из репертуара театров. Имя автора уже стало одиозным.


«Самый драматический момент в жизни Булгакова — это конец марта 1930 года, — Зоя Всеволодовна продолжает рассказ о судьбе Михаила Афанасьевича. — Оставшийся без работы, уничтоженный критикой, растоптанный цензурой, Булгаков держал в ящике стола револьвер и всерьез подумывал о самоубийстве. Чувствуя себя на краю пропасти, писатель пишет письмо, которое называлось «Правительству СССР», и рассылает его в семь официальных адресов. Он хотел разрубить узел, стянувший его жизнь, и решить свою судьбу твердо и бесповоротно, хотел понять, может ли он остаться в России. В этом письме много о самом Булгакове, о его позиции, личной, авторской, о масштабах его личности».

Единственным, кто ответил на крик души Булгакова, был… Иосиф Сталин. Вождь позвонил Михаилу Афанасьевичу, в разговоре согласился с тем, что русский писатель не может жить без России, и предложил ему стать режиссером Московского художественного театра.

Как признавался потом сам Михаил Булгаков, он ожидал от письма другого результата. Разговор со Сталиным оставил у него ощущение недосказанности, Михаил Афанасьевич хотел еще раз объясниться и в 1931 году написал еще одно письмо. В нем есть такие слова: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру, но крашеный ли волк, стриженый ли волк — он все равно не похож на пуделя. Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал».

«Закатный» роман

Многие поклонники творчества Булгакова выше всего ценят его роман «Мастер и Маргарита». Именно это произведение чаще всего указывают в числе любимых книг читатели нескольких поколений. Одни открывают для себя в нем новые и новые философские глубины, другие наслаждаются всепобеждающей силой любви. Цитаты из «Мастера и Маргариты» сейчас «ходят» по многим страничкам и пабликам в социальных сетях.

Справедливости ради стоит сказать, что вряд ли бы лекция о творчестве, например, Некрасова собрала в зале столько молодежи. А про Булгакова пришли послушать и молодые пары. Получается, писатель остается не просто востребованным, а модным у поколения, которое нечасто берет в руки книгу? Этот вопрос я адресовала лектору.

— Отчасти, да, я соглашусь, Булгаков моден у молодежи, — кивает Зоя Всеволодовна. — Отчасти интерес подогревает и прекрасная экранизация романа «Мастер и Маргарита», многие ведь знают его именно по фильму, где Маргариту играет Анна Ковальчук. Эта версия изначально сориентирована больше на молодежь, в ней есть экшен, использованы все технические возможности для экранизации фантастических сцен.

К слову, Зоя Всеволодовна поведала слушателям несколько интересных фактов об этом романе. Булгаков начал писать его еще в 20-е годы, но потом… сжег. Да-да, не случайно в памяти всплывает имя Гоголя, который сжег второй том «Мертвых душ». Именно его Михаил Афанасьевич считал своим учителем. А о своем поступке он написал так: «Я своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе». В итоге до читателей дошла только шестая по счету редакция «Мастера и Маргариты». В полной версии его сохранила вдова Михаила Булгакова, Елена Сергеевна.

Точку в романе писатель поставил незадолго до смерти, в 1940 году. Как врач, Булгаков понимал, что умирает (у него была наследственная болезнь почек). Но во что бы то ни стало должен был закончить свой роман, который называл «закатным». И потому оставил на полях строки, ставшие для него заклинанием: «Дописать, прежде чем умереть».

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»

19 июля 2019, 15:11
Народный артист России Игорь Бутман выступит на XVI Международном фестивале «Блюз на веранде»
За 16 лет существования фестиваль «Блюз на веранде» посетили более 35000 человек, приняли участие более 1000 музыкантов, более 200 музыкальных коллективов.
18 июля 2019, 15:36
В Вологодской области планируют восстановить еще две исторические усадьбы
На территории региона расположено 2153 объекта культурного наследия, среди которых имеются сохранившиеся ансамбли исторических усадебных комплексов.