Николай Верещагин вернулся в историю

Премьера фильма «Николай Верещагин. Жизнь по маслу» (6+) прошла в Камерном театре. Картина, снятая для канала «Культура», может поставить имя старшего брата художника Верещагина в ряд с именами великих новаторов России и сделать народным героем.

Череповчан услышали

Несколько слов о фильме. Автором документальной картины стал петербургский тележурналист Валерий Татаров. «Николай Верещагин. Жизнь по маслу» входит в цикл «Забытые великие», который снимается для телеканала «Культура». Проект рассказывает о талантливых людях, внесших значительный вклад в развитие промышленности и предпринимательства России.

Фильмы снимаются на средства мецената, которые позволили авторам не торопиться, поездить по стране и миру, создать качественную картинку. Чтобы рассказать о великом подвижнике молочного дела, авторы объездили все места, с которыми была связана деятельность Николая Верещагина. Съемочная группа побывала в Вологодской, Ярославской, Тверской, Московской областях, а также на фермах и сыроварнях в Швейцарии, с которой у Верещагина связан первый опыт изготовления знаменитых сыров.

Фильмы подобного качества и со схожим подходом к их созданию снимает в России лишь Леонид Парфенов. Легенда отечественной тележурналистики и наш земляк в недавнем прошлом открыл широкой общественности России и всему русскоязычному миру изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского и изобретателя телевизора Владимира Зворыкина. Имена этих людей, известные до парфеновских фильмов единицам, сегодня признаны всеми.

Если фильму Валерия Татарова дадут широкий экран, имя Николая Верещагина также будет поднято на знамя. Если не всей страной, то ее креативной частью — предпринимателями, экономистами, историками представителями власти.

Для череповчан и вологжан фильм «Николай Верещагин. Жизнь по маслу» имеет особое значение. Десятилетиями наши череповецкие музейщики и краеведы, вологодские педагоги молочной академии и эксперты молочных предприятий собирали факты, воспоминания и экспонаты, восстановив каркас большого молочного проекта Николая Верещагина. Вот только кроме туристов их никто не слышал.

Фильм Валерия Татарова говорит их голосами. В картине звучат интервью мэра Череповца Елены Авдееевой, заведующей домом-музеем Верещагиных Любови Маликовой, а также педагогов, музейщиков, фермеров и молокопроизводителей из Череповца и других районов Вологодской области.

Елена Авдеева после премьеры объявила со сцены Камерного театра о том, что Николай Верещагин является ее давним кумиром. По словам мэра, Череповец выиграл государственный грант в размере 50 миллио-нов рублей на создание в исторической части города Верещагинского квартала, и в нем обязательно будут установлены памятники братьям Верещагиным. Также Елена Авдеева объявила, что фильм «Николай Верещагин. Жизнь по маслу» поступит в череповецкие школы и будет использоваться на занятиях.

Не маслом единым

Зрители фильма о Николае Верещагине, наверное, больше никогда не назовут его «изобретателем вологодского масла». Нет, фильм не ставит под вопрос авторство рецепта масла, которое сам Верещагин назвал «Парижским» (наименование «Вологодское» оно получило в сталинские времена). Просто это не самое главное из его достижений. Николай Верещагин судьбу целого народа изменил.

А именно — создал молочную отрасль (едва ли не в одиночку), вывел Россию в мировые лидеры по производству молока и молочных продуктов, заложил основы российского сыроделия и, наконец, дал тысячам крестьян, освобожденных от крепостного права, работу, перспективу и достойную жизнь.

Соавтор фильма, известный вологодский писатель и журналист Анатолий Ехалов, выйдя к микрофону в Камерном театре, поговорил с череповчанами о современности Николая Верещагина. И о том, что сегодня России очень не хватает таких людей. В XIX веке один умный человек из Череповца, полжизни готовивший себя к карьере морского офицера, сел за книги, поездил по стране и миру (у швейцарского сыродела работал простым подмастерьем) и создал отрасль, которая изменила жизнь целого сословия — крестьянского. По словам Анатолия Ехалова, сегодня в сельское хозяйство (и не только) пришли автоматизированные системы, работу у людей отнимают роботы. Как занять тех, кто высвобождается? Верещагин бы придумал.

Из прошлого в будущее

Фильм начинается с кадров, снятых на островке в Рыбинском водохранилище, который иногда обнажается на месте бывшего села Любец, в котором располагалось имение Верещагиных. Где-то здесь находилось и кладбище, на котором похоронен Николай Верещагин. Как и его знаменитый брат Василий, погибший при взрыве броненосца во время русско-японской войны, старший Верещагин не имеет могилы, а его останки покоятся под водой. Сцена на островке в Рыбинском водохранилище будто говорит: все дело Николая Верещагина давно на дне и быльем поросло.

«Это фильм не о прошлом и не о настоящем, он о будущем», — заявила на премьере глава Череповца Маргарита Гусева. Действительно, признаков классического фильма на историческую тему здесь немного, хотя он посвящен событиям 150-летней давности. Гораздо чаще, чем лица с черно-белых ретрофотографий, в фильме встречаются люди, занимающиеся сельским хозяйством и живущие в деревнях, которые в свое время поднял Николай Верещагин.

Следы Николая Верещагина и его молочных артелей, которые он придумал и запустил, авторы фильма обнаружили и сегодня. Нашли хозяек в вологодской глубинке, которые взбивают масло вручную по-верещагински. «Мне много лет, а домашнего масла никогда не пробовал», — со слезой в голосе говорит Валерий Татаров, откусывая кусочек хлеба с маслом.

Сохранились и заливные вологодские луга с разнотравьем, которое изучал и восхвалял Николай Верещагин. Поля и сегодня ждут своих хозяев, но стоят нескошенными. В деревне Едимоново Тверской губернии, в которой Николай Верещагин открыл первую в России школу молочного хозяйства, пожилые жители признаются, что коров уже не держат: «Корова у нас нынче редкий зверь».

Странное дело: тональность у фильма горькая, а послевкусие — приятное, жизнеутверждающее. Герои фильма, которые битый час сетовали на то, что дело Верещагина загублено, самим своим существованием, работой в коровнике, молочном цеху, на пашне и в музее доказывают, что верещагинская жилка пульсирует, нужно только поискать. И не все быльем поросло.

Сергей Виноградов