Почему ментальная арифметика особенно полезна нематематикам и девочкам?

В Череповце прошел первый турнир по ментальной арифметике для городов Северо-Западного региона России. Организаторы турнира рассказали «Голосу Череповца» о том, как умение считать помогает справиться с потоком информации, а также дали рекомендации по развитию детей и вне этой методики.

Изживаем стереотипы

Площадкой для проведения турнира стал Дом музыки и кино «Комсомолец». Приехали 111 детей из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Котласа, Вельска, Вологды и Череповца. Организатором была сеть центров развития интеллекта, основанная в Череповце, однако участвовать могли и представители других школ ментальной арифметики. Младшему участнику было 4 года, в старшей группе соревновались ребята 14 — 15 лет. Самым «простым» заданием, в младшей группе, было решить за 25 минут 80 примеров на сложение и вычитание двухзначных и трехзначных чисел. Самым сложным — умножать пятизначные числа на двухзначные, делить многозначные на многозначные.

— На одной из ступеней соревнований 13 из 14 участников набрали практически 100 баллов (99,9; 98,7), то есть решили все почти с нулевым количеством ошибок. Это рекорд, — рассказывает Лидия Александрова, управляющая международной франчайзинговой сетью центров развития интеллекта.

На вопрос о том, почему ментальная арифметика сейчас особенно актуальна, Лидия Леонидовна отвечает так:

— Сейчас дети сталкиваются с очень насыщенной информационной средой — рано знакомятся с телевидением, с Интернетом, у них есть телефоны, планшеты, компьютеры. А мозг человека еще не совсем приспособлен к такому, и приходится корректировать именно ту часть, которая при обычных условиях жизни — без компьютера, без телевизора — сформировалась бы сама.
— Под корректированием вы имеете в виду ускорение приема информации?

— Нет, со скоростью приема информации у детей все в порядке. У них проблемы с концентрацией и удержанием этой информации. А занимаясь ментальной арифметикой, они постоянно тренируют умение концентрироваться, удерживать информацию, воспроизводить ее и пользоваться ею.
— Вы, как педагог, могли бы порекомендовать какие-то развивающие приемы — допустим, игры — для детей, которые не занимаются ментальной арифметикой?
— Да, конечно. Прежде всего я бы рекомендовала кен-кен — это игры-головоломки (можно купить сборник или скачать из Интернета), они очень хорошо развивают математическое мышление. Тетрадки кумон — японская система развития математических способностей детей (также можно приобрести или распечатать). Главное — помнить, что дети не любят скуку, поэтому чем более разнообразный материал им давать, тем лучше. Не старайтесь всегда заставлять ребенка доделывать все до конца; если он уже в чем-то разобрался, пробуйте новое. Тогда ребенок всегда будет увлечен, вовлечен и постепенно станет более собранным.
На занятия приходят не только дети, которым «планируют» математическое будущее. В каком-то смысле нематематикам ментальная арифметика нужна больше, чем математикам, поскольку чаще всего у ребят, занимающихся точными науками, навыки концентрации внимания более развиты.
— Вообще, я бы отдельно посоветовала ходить на ментальную арифметику девочкам, чтобы развивать уверенность и не бояться точных наук, — продолжает Лидия Александрова. — Медленно, но верно мы изживаем стереотипы о том, что есть дисциплины только для мальчиков и только для девочек, но все равно девочкам не хватает уверенности в себе. А у нас они ее нарабатывают и потом, встретившись в школе с алгеброй, не боятся ее, они знают, что у них все получится.

«Это было очевидно»Первый в России центр развития интеллекта, где преподавали ментальную арифметику, появился в Череповце. Было это в 2014 году. Вскоре методикой заинтересовались в других городах и начали покупать франшизу, то есть приобретать право преподавать по данной методике под именем (названием) правообладателя, при его поддержке и методическом сопровождении. Те, кто приобрел франшизу, становятся партнерами сети. Сейчас у сети центров 123 партнера (более 240 классов), не только в нашей стране от Калининграда до Владивостока, но и за рубежом — в Таджикистане, Казахстане, Белоруссии, Болгарии, Израиле. Ментальная арифметика — азиатская методика, но в Череповце ее, если можно так выразиться, адаптировали к российским культурным, социальным и прочим особенностям учеников.

— А началось все с того, что в 2013 году меня познакомили с нашей бывшей соотечественницей Ольгой Озкул, которая сейчас проживает в Турции, а тогда приехала к родственникам, — вспоминает Александр Матюшичев, основатель сети центров развития интеллекта. — У нас были общие знакомые. Ольга — преподаватель, она рассказала про учебный центр ментальной арифметики, которым руководила. На тот момент я уже 15 лет занимался образовательной сферой. После рассказа Ольги о ментальной арифметике я стал штудировать Интернет, понял, что в России вообще нет ничего такого.

Александр Николаевич с супругой съездили в тот самый центр, который находится в Измире, затем прошли обучение. А после возвращения стали искать в Череповце педагогов, готовых обучиться ментальной арифметике и преподавать.
— Как вы поняли, что азиатская методика будет востребована в России?

— К тому моменту ее уже три года практиковали в Турции — за это время там открылась масса школ ментальной арифметики, она очень быстро распространилась. Я стал дальше искать информацию, увидел, что та же самая ситуация и в Казахстане. Я понял, что рано или поздно ментальная арифметика распространится и в России, это было очевидно.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»

Сегодня, 8:50
Больше 6 000 человек собрались на концерт в преддверии Дня металлурга
Перед началом концерта горожане смогли весело провести время в специальных артзонах.