Ветеран ЧерМК рассказал, как придумал и собрал машину для обвязки проволоки

Александр Хлопотин работал бригадиром в Центре «Домнаремонт» с 1970 по 1987 год. О нем помнят даже те, кто пришел работать намного позже: бунтовязальной машиной «Сан Саныча» пользуются до сих пор. Спустя 32 года Хлопотин вновь увидел свою машину.

Александр Хлопотин — человек, которого знают и уважают и журналисты, и любители фотосъемки. Ему 70 лет, но энергии — как у молодого. Десять лет назад он сам построил в своей деревне Никитино деревянный храм, который стал настоящей достопримечательностью. Его фотографии животных и птиц не раз публиковались в городских газетах, их пересылают друг другу пользователи социальных сетей.

В 1970 году после армии Александр Хлопотин устроился работать на металлургический комбинат, в Центр «Домнаремонт» (на тот момент — трест «Центрдомнаремонт»), стал бригадиром слесарей-монтажников. Высшего образования у него не было, но это не помешало ему сделать то, за что его запомнили коллеги: создать машину для обвязки проволоки (она носит название бунтовязальной). Когда мы разговаривали с Александром Александровичем, собираясь на экскурсию на комбинат, он рассказал:

— Так хочу увидеть машину, которую я своими руками собрал. Слезы подбираются, когда представлю, что скоро увижу.

Поэтому он и написал письмо на «Северсталь» с просьбой разрешить приехать и сфотографировать свои машины, которые работают на стане «150» уже больше 30 лет. На «Северстали» ответили согласием.

Формируется на транспортере новая, еще горячая стальная проволока, а когда она падает вниз, на катушки, ее нужно связать, чтобы транспортировать дальше. Раньше этим занимались люди, работа была сложной и опасной. Тогда Александр Хлопотин предложил сделать своими руками и по собственным чертежам машины, которые будут выполнять обвязку механически.

— И раньше были машины, которые могли бунты обвязывать, но чтобы машина сама бирку вешала — такого еще не было. За месяц мы сделали две машины, резаком, кувалдой. Все сами, из головы… Потом сделали и машину для ультразвукового контроля проката на скрытые дефекты. Вот уже 32 года мои машины работают.

Александр Александрович говорит, что всегда любил что-то ремонтировать, придумывать, строить, поэтому и работа в ремонтной бригаде ему нравилась:

— Я здесь все оборудование знаю до последнего винтика. Сердце быстрее забилось, когда проходил тут и все вспомнил. Когда мне позвонили и сказали, что приглашают на комбинат, я даже говорить сначала не мог… Так был взволнован.

Поездка Александра Хлопотина на «Северсталь» приурочена к 70-летнему юбилею дирекции по инвестициям «Российской стали», куда входит Центр «Домнаремонт». За эти годы его сотрудники возвели десятки зданий и сооружений, сотни агрегатов и механизмов. Современный коллектив дирекции причастен к строительству коксовой батареи № 4, цеха покрытий металла № 3 и целому ряду масштабных реконструкций. Александр Хлопотин работал на развитие не только сортопрокатного производства, но и всего ЧерМК.

Ветеран на экскурсию принес с собой камеру, делал фотографии и снимал видео. Сейчас они доступны на его странице в сети «ВКонтакте» — там Александр Александрович выкладывает свои снимки, делится воспоминаниями, в том числе и о работе на ЧерМК. С компьютером этот человек на «ты», как и с любой другой техникой.

Экскурсию по стану для Александра Хлопотина провел начальник СПЦ-1 Евгений Сизов.

— Александр Александрович поделился секретами своей работы, рассказал мне о том, как работали в его время, сколько персонала было. В свою очередь я рассказал, какие новые виды продукции появились, что изменилось. Машины Александра Александровича — это лучший вариант из тех, что есть на сегодняшний день. Зарубежные аналоги дорогостоящие, а эти машины работают при должном обслуживании на протяжении тридцати с лишним лет, — сказал он после экскурсии журналистам.

Алена Сеничева

24 мая 2019, 13:32
«Северсталь» победила в конкурсе «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» РСПП
«Северсталь» также стала единственной компанией в РФ, удостоенная дипломом за высокие достижения в сфере содействия импортозамещению и развитию территорий.