10 апреля 2019

«Церковь должна идти в ногу со временем...»

Православную церковь многие наши современники считают крайне консервативной общиной, не меняющей своих догматов со времен первых христиан. Но за две тысячи лет человечество сделало большой шаг вперед. Должно ли ортодоксальное сообщество применять достижения науки или нет? Череповецкий священник считает, что любая вещь, в том числе и технические новшества, может быть использована во благо.

Теплый пол и автозвонарь

Иерей Виталий Рябов служит настоятелем храма Святой великомученицы Варвары, возведенного на призаводской территории Череповецкого производственного кластера компании «ФосАгро». Заводской храм освятили всего-то полтора года назад, в декабре 2017 года. Но сегодня о нем знают многие череповчане, в том числе не работающие на химпредприятии. Сюда приезжают в выходные дни с детьми.

Почему горожане выбирают этот храм, отдаленно расположенный от центральных городских улиц? В приход к отцу Виталию мы пожаловали, чтобы поговорить о том, какой должна быть современная церковь. И удивились с порога: не успели мы зайти и осмотреться среди белых стен деревянного храма, построенного по всем канонам и традициям православия, как ощутили ногами тепло.

— Обычно, заходя в деревянный храм, человек готовится к тому, что сейчас ноги будут мерзнуть, — рассказывает подошедший к нам отец Виталий. — В голове только и мыслей, что о печке, чтобы встать, где потеплее. У нас такого нет — для комфорта прихожан смонтирован пол с подогревом. Температура регулируется.

Как выяснилось из разговора с настоятелем, когда храм еще только проектировался, зодчие пытались внедрить самые современные технологии. Например, сенсорные беспроводные выключатели и даже систему автозвонаря. И если первым городского человека уже не удивишь, то второе — в новинку.

— Да, это необычно: пара движений пальцем по экрану телефона — и начинает работать целая система колоколов, — описывает отец Виталий. — Одним касанием перезвон можно остановить, повторить. Есть 75 запрограммированных разных мелодий. Например, во время поста сейчас включается особый колокольный звон, к венчанию — другой. Автозвонарь — это современно, удобно, просто, быстро и чисто: ни одного лишнего звука.

Кстати, автозвонарь действует и в другом череповецком храме — Сергия Радонежского в Зашекснинском районе.

Музыка на площади

Но не всякое техническое новшество прижилось. Как, например, вентиляторы с датчиком температуры.

— Все тепло уходило под купол храма, и датчик срабатывал, включая вентилятор, и в помещении постоянно раздавался шорох. Поэтому я попросил сделать простое реле с реостатом, чтобы можно было регулировать проветривание вручную.
Также в храме из-за необычного расположения перерубов в некоторых уголках помещения поначалу не было слышно службу. Поэтому в храме организовали целый проект по озвучке службы, в рамках которого в помещении установили аудиоколонки. И теперь во время службы иерей пользуется микрофоном-гарнитурой, звук с которого передается на внутреннюю храмовую акустическую систему.

— Кроме того, у нас есть уличная аудиосистема: вставил флеш-карту, нажал кнопку и на прихрамовую площадь звучат церковные песнопения. Это для того, чтобы показать, что храм открыт, действует, что в храме ждут людей. В пост у нас играет более серьезная, строгая и непраздничная музыка, а начиная с Пасхи до следующего поста будет праздничная, радостная. Кроме того, после молебна у меня идет проповедь, и хочется, чтобы ее услышали не только в храме, но и те, кто гуляет на площади, а в храм зайти стесняется.

Опыт других городов и стран

Все услуги и таинства в храме проводятся за добровольные пожертвования.

— Я бывал в Греции. Там в храмах никого не волнует, сколько свечей ты взял и сколько денег пожертвовал в церковную кружку, — рассказывает отец Виталий. — В нашем храме тоже применяются добровольные пожертвования.

Иерей Рябов также следит в Интернете за работой московских и петербургских храмов и старается перенимать и их опыт. Все, если можно так выразиться, «фишки цивилизации» используются для того, чтобы храм был как можно более доступен для людей и они не боялись в него идти. Даже дети. Для этого на втором этаже церкви оборудована детская комната, на случай, если кто-то из малышей устанет.

— Детям весело и комфортно: бегают, прыгают, кувыркаются. Они никому не мешают — их не слышно. У них ковер, игрушки и стол с раскрасками.

У иерея были планы по установке в храме свободного Wi-Fi.

— Это нужно не для того, чтобы сидеть в телефонах, а для экономии и удобства. В церковной службе используется много различных книг, и, чем их все покупать, проще открыть в Интернете, прочитать две страницы и убрать. Такая книга может быть нужна раз в год, а стоит очень недешево.

Глядишь, быть бы в храме Варвары-мученицы свободному вайфаю. Но нет.
— Поднимаюсь я как-то на второй этаж во время службы и вижу двух девочек 10 — 12 лет, которые в телефон углубились. Стало ясно, что вайфай в храме не нужен. И я повесил объявление: «В храме связь только с Богом!»

Интернет-церковь

Церковь и ее настоятель представлены в социальной сети «ВКонтакте». У отца Виталия почти 1 800 подписчиков, его записи собирают сотни просмотров; у официальной странички церкви почти 4 000 подписчиков и тысячи просмотров у записей.

— Сначала хотели сделать веб-сайт, — рассказывает иерей. — Но, пообщавшись с коллегами и специалистами, понял, что мало того что это дорогое удовольствие, так еще и малопосещаемое. Мне посоветовали социальные сети для общения. Во «ВКонтакте» я более 10 лет, людям нравится, и мне удобно: можно и новости посмотреть, и цитатой поделиться, и оставаться на связи с друзьями и прихожанами. Любую технологию можно использовать во благо, а можно во вред — это как с ножом, когда он в руках хирурга или в руках разбойника. С помощью Всемирной сети некоторые маломобильные прихожане могут быть со мной на связи. Например, одна слепая девочка отправляет мне голосовые сообщения, по-другому ей тяжело общаться.

Кроме того, Интернет и мобильный телефон позволяют отцу Виталию вести общение с паствой с утра до вечера.

— Звук на телефоне я отключаю только на ночь. Потому что есть такие люди, которые могут в 4 утра позвонить и сообщить, что внук хочет повенчаться. Но обычно с 22.00 до 7.00 не беспокоят. Бывает, будят в самую рань в выходной, говорят, что человек умирает. Я выезжаю срочно, чтобы его исповедовать и причастить, потому что это не подождет.

И картинка, и наполнение

Создаваемое храмом впечатление особенно важно в настоящее время, потому что молодежь в массе своей — в церкви редкие гости.

— Смотришь фотографии со служб на страничках различных храмов, подавляющая часть прихожан — пенсионеры. У нас же много родителей с детьми. Мне бы хотелось сделать наш храм семейным, чтобы детям было легко, удобно и приятно здесь находиться. Зачастую детей в храмах не очень-то привечают: они шумные, подвижные. Пришла молодая мать в церковь с ребенком в первый раз. Ребенок закапризничал, а тут на нее прихожанки накинулись: «Ты чего, ребенка успокоить не можешь?» Конечно, она больше в такую церковь не пойдет.

Поэтому в храме есть детская комната, а рядом — детская игровая площадка.

Казалось бы, православная церковь — консервативная община, которая строго блюдет традиции. Но крайний консерватизм присущ исключительно в части соблюдения таинств и канонов.

— Есть догматы, которые остаются постоянными и незыблемыми. Они не могут быть изменены ни в коем случае — ни на одну запятую, ни на одну букву. Полнота таинств церкви есть в каждом храме. Что в столице, что в глухой деревне одинаково венчают, исповедуют и причащают, — говорит иерей. — А вот картинка может меняться. Более того, я считаю, что церковь должна идти в ногу со временем. Как говорили святые отцы, пастырь должен быть чище солнечных лучей. Любой священник обязан следить за своей внешностью, опрятностью и за нравственной стороной жизни. Поэтому я забочусь, чтоб все было чинно и благообразно, чтобы были и картинка, и наполнение — чтобы люди приходили, радовались и хотели вернуться в наш храм.

Александр Паутов, газета «Голос Череповца»