3 апреля 2019

Как юмор помогает череповчанам предотвращать семейные скандалы

1 апреля называют либо Днем смеха, либо, что несколько обиднее, Днем дурака; в любом случае, чем не повод поговорить о юморе? Кого-то юмор заставляет напрягать ум, кого-то учит более легко относиться к неприятностям и вообще жизни. Кому-то приносит удовольствие, кому-то дает возможность подзаработать. «Голос Череповца» заглянул за кулисы юмора вместе с его «создателями».

Монетизация юмора

В наш меркантильный век вопрос «А можно ли на этом заработать?» возникает применительно к большинству тематик. В случае с юмором на ум приходит продажа «прикольных подарков» или товаров для розыгрышей. Большая часть такой торговли происходит через Интернет.

Есть давно известные товары — допустим, подушка, издающая характерный звук, когда ничего не подозревающий человек на нее садится. Или вампирские зубы, позволяющие напугать кого-нибудь внезапной клыкастой улыбкой. Среди менее банальных вещей — туалетная бумага с напечатанными на ней анекдотами, подушки с юмористическими картинками. Любители черного юмора наверняка оценят подарочную пепельницу в виде легких, которая вдобавок издает кашляющие звуки.

Диапазон цен, как водится, широк. Можно купить набор из накладных клыков и наглазника с изображением окровавленного глаза за 20 рублей. А, скажем, подушка-антистресс (со смешной надписью или забавным рисунком) стоит больше 1 000 рублей. Цена вышеупомянутой пепельницы на различных сайтах колеблется от 300 до 550 рублей.

Много-много лет пользуются популярностью юмористические поздравления — с днем рождения, свадьбой, прибавлением в семействе и так далее.

— Я в этом деле девять лет, осенью будет десять, — рассказывает череповчанка Анна Воронова (она попросила изменить имя, и скоро вы поймете почему). — Это никогда не было основным заработком, но одно время, в 2012 — 2014 годах, дополнительный доход получался неплохой, как-то раз на двухнедельный заработок купила себе хорошие сапоги. Чаще всего люди заказывают стихотворные юмористические поздравления на дни рождения, особенно юбилеи, и на круглые даты супружеской жизни. Пожелания обычно не конкретизируют, просто просят «что-нибудь смешное», иногда добавляют «и не очень обидное». Пару раз у меня были заказы на маленькие юмористические рассказы. Про авторское право я не заикалась, потом обнаружила один из своих рассказов в Интернете под чужим именем. Делать ничего не стала. Какой смысл?

Однако в последние годы спрос на смешные поздравления, а уж тем более заказные юмористические рассказы, заметно снизился. Но, как говорится, когда закрывается одна дверь, открывается другая.

— Сейчас пишу на заказ эротические рассказы. Вот прям очень эротические, если вы понимаете, о чем я. Доход все равно меньше, чем был раньше, но больше, чем от юмора сейчас. Например, за один рассказ на две страницы шрифтом Times New Roman (размер 12 пт) я беру 400 — 500 рублей. В месяц обычно пишу от двух до четырех рассказов, не потому, что не могу больше написать, а потому, что больше не заказывают. Самое сложное — уместить в такой объем все условия, перечисленные в заявке. Серьезно, фантазия некоторых людей меня прямо пугает. А если вернуться к юмору, то за одно поздравление из трех четверостиший я обычно прошу 200 — 300 рублей, но сейчас в лучшем случае бывает два заказа за месяц, а поскольку работать приходится на доверии, некоторые заказчики еще и оплату зажимают.

Щит

Я точно не единственная, у кого термин «юмор» ассоциируется с Клубом веселых и находчивых. Поэтому мы пообщались с череповчанами, играющими в КВН.

Денис Борисов — предприниматель, владелец магазина молодежной одежды. Активным кавээнщиком был в годы университетской учебы, а теперь помогает писать сценарии действующей команде КВН (правда, какой именно — не уточняет).

— Новые темы для шуток появляются ежедневно, потому что юмор отражает действительность. Безусловно, есть ряд вечных тем, над которыми, скорее всего, будут шутить и через сто лет. Лично я заметил очень хорошую тенденцию: в последние два-три года перестали шутить на заезженные темы типа российского футбола, «АвтоВАЗа» и так далее.

— Много ли в череповецком КВН шуток именно с череповецким колоритом? Или «местный» юмор публика не очень хорошо воспринимает?

— Конечно же, череповецкий КВН изобилует шутками с череповецким колоритом. И если ты живешь в городе, где расположен огромный завод, на котором запрещено ходить по лестницам не держась за поручни; где два мэра; где в Доме музыки и кино продают шубы; где почти ежедневно появляется новый гипермаркет; где новый мост лет десять планируют начать строить; где половина населения Афанасия и Феодосия путает с Кириллом и Мефодием — то какие темы для шуток будут приходить в голову в первую очередь? Я всегда старался обходить эти темы, но все равно были целые номера и про то, какое слово получится, если соединить на карте линиями все гипермаркеты, и про то, что второго моста еще нет, потому что в проекте была допущена ошибка и его строят не поперек реки, а вдоль, и про то, как работник завода не может подниматься по лестнице, у которой отсутствуют поручни.

— А вне сцены юмор помогает?

— Еще как. Юмор — это щит, за которым многие проблемы кажутся не такими серьезными. Благодаря КВН я понял, что жить намного проще, если ты в состоянии смеяться над собой и неприятностями, которые могут с тобой произойти. В повседневной жизни можно свести все в простенькую ситуативную шутку либо просто подурачиться. Сегодня звонила жена, спрашивала, сделал ли я то, что обещал ей утром (тут речь о небольшом пятиминутном деле). Естественно, я в суете забыл, но вместо чистосердечного признания нарочито плохо и не очень правдоподобно изобразил помехи в телефоне, сказал, что связь теряется, и положил трубку. Сразу сделал обещанное и перезвонил жене сказать, что я все помню и все выполнил. В итоге дело сделано, жена не расстроена моей забывчивостью. А в качестве бонуса театр одного актера по телефону со мной в главной роли.

Дмитрий Цветков, менеджер по электротехническому хозяйству УГЭ (управление главного энергетика) ПАО «Северсталь», рассказывает:

— Переделывание песен, сочинение стихов — мои давние увлечения. С 2017 года участвую в «Фестивале юмора» (КВН-турнир, организованный компанией «Северсталь», — прим. авт.). Попробовал, и прям затянуло! Актуальность юмора меняется вместе со временем. Недавно решил посмотреть первые выпуски КВН — уже не то… А в те годы смеялся бы, держась за живот. Но есть, конечно, и классика жанра — литературные, исторические, бытовые темы. Юмористам нужно быть всегда в тренде, знать актуальные новости, поэтому они — очень подкованные ребята! К сожалению, по ТВ все чаще показывают пошлый юмор, его придумать гораздо проще, чем тонкий дипломатический.

«Местный юмор», по словам Дмитрия, всегда принимается на ура. Недаром даже известные кавээнщики, когда приезжают выступать, стараются свои номера немного видоизменить: случай на Фанере, на Октябрьском мосту и т. д.

— Участие в «Фестивале юмора» — это, во-первых, отличная практика публичных выступлений, — продолжает наш собеседник. — Удерживать внимание и заставить смеяться в нужный момент 997 человек (именно столько вмещает большой зал Дворца металлургов) не так-то просто! Во-вторых, это умение смеяться над собой в разных жизненных ситуациях. Например, поскользнулся на улице — друзья тут же засмеются (а как по-другому?), а ты вместо «Хватит ржать» выдаешь: «Ну как, слабо повторить?!» Смех продлевает жизнь, поэтому всегда нужно быть на позитиве! Еще хочу добавить: несмотря на то что фестиваль — это соревнование, участники разных команд дружны между собой, готовы помогать друг другу, что очень круто! Со многими мы пересекаемся и по рабочим вопросам. Так что юмор впрямь помогает достигать большего вместе.

«Не придумываю»

Относительно новым и весьма популярным юмористическим жанром является стендап. Молодая череповчанка Карина Антонова не только занимается стендапом, но и пробует себя в журналистике. Так что логичнее всего далее предоставить слово ей, благо и информационный повод есть.

«17 — 19 марта в Москве прошел кастинг-фестиваль «Открытый микрофон», — пишет Карина. — Участниками проекта стали начинающие комики, которые будут бороться за возможность попасть в основной состав популярного комедийного шоу StandUp на канале «ТНТ».

Стендап — это комедийное искусство, в котором артист выступает перед живой аудиторией, говоря напрямую зрителям. Выступающего называют комиком или стендапером.

На фестивале собралось около 800 стендаперов России и ближнего зарубежья. Одним из комиков, представлявших Череповец, была я. За три минуты нужно удивить зрителей и жюри, а сделать это непросто, когда зал наполнен «акулами юмора». Выступления больше трех минут прерывали отбивкой; а даже самое удачное исполнение теряет привлекательность, если его остановили. Жюри требовало оригинальную тему, которой не было ни у кого, а все рассказывали в основном про отношения и работу. Я рассказывала про встречу с бывшим.

Как я вообще оказалась в стендапе? Когда я была на втором курсе училища (я училась в училище искусств им. Верещагина на музыкальном отделении «Теория музыки»), у нас проходил конкурс, на котором нужно показывать творческий номер. Никаких сомнений —буду петь! Но за неделю до конкурса я заболела и петь не могла; тогда мне посоветовали выступить со стендапом, даже дали контакт опытного комика в городе. Я побоялась реакции преподавателей и студентов и стала усиленно лечить горло. Все-таки я пела и совсем забыла о стендапе. Но спустя год поспорила со своим знакомым, что соберу материал, свои силы и выступлю. И у меня получилось!

Серьезно стендапом я занимаюсь около полугода. Я ничего не придумываю, рассказываю истории, которые происходили со мной на самом деле. В стендапе комики обыгрывают актуальные темы, переживания и все, что происходит вокруг. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Рассказать истории может каждый, а заставить целый зал смеяться — только единицы».

Елена Бжания, Карина Антонова, газета «Голос Череповца»