29 марта 2019

Упраздненная справка испортила жизнь

Паспортисты в УК, а вместе с ними и справка о составе семьи упразднены. И с этого момента у череповчан начались сложности. Один не может доказать, что в квартире живет и прописан только он, другой не может продать квартиру. В чем проблема?

Принесите справку, которой не существует

История нашей читательницы:

— Наша семья жила в трехкомнатной квартире на улице Мамлеева. Собственница квартиры, пенсионерка, в квартире не зарегистрирована; зарегистрированы ее дочь, зять и внук, — рассказывает «Речи» Ольга Андреевна. — 29 января 2019 года дочь и внук выписались из квартиры. 5 февраля 2019 года выписался зять. И с этого момента начались проблемы. Мы не можем доказать, что в квартире ноль зарегистрированных. Для чего это нужно? Квартиру мы продаем, значит, это нужно для совершения сделки купли-продажи; для получения согласия опеки (квартиру покупает семья с двумя маленькими детьми); для перерасчета платы за «коммуналку»: за газ, за воду (счетчиков нет), за мусор. Все эти начисления идут по квартире на улице Мамлеева с 1 января 2019 года. А в квартире мы уже фактически не живем февраль и март.

Что мы сделали, какой путь прошли?

Обратились за справкой в управляющую компанию ООО «ЖК «Парковая» (группа компаний «Альянс»). Нам ответили: паспортиста нет, он упразднен (ниже приведем ответ УК дословно — Авт.), вносить изменения в финансовые лицевые счета не будем, мы это делать не обязаны, и справку о составе семьи мы вам не дадим. Нет, мол, уже такой справки. Послали нас в МФЦ.

В МФЦ сказали, что не могут дать справку о количестве зарегистрированных в квартире на ул. Мамлеева, потому что «Альянс» не передал данные по всем домам на ул. Мамлеева. Послали нас в УФМС, на улицу Бабушкина, 27.

В УФМС (каб. 111 и 208) нам сказали, что данная справка — справка о составе семьи — утратила силу. Получить ее невозможно. Почему? Потому что все государственные органы вправе запросить эту информацию в электронном виде. В том числе это могут сделать и органы опеки, и управляющая компания, и ресурсоснабжающие организации (газ, свет, тепло и т. д.).

Пошли мы в газоснабжающую организацию на пр. Луначарского. Мол, в квартире ноль зарегистрированных, внесите изменения в финансовые и лицевые счета: «Посмотрите наши паспорта: мы выписались. Нам в УФМС сказали, что вы вправе сделать запрос в электронном виде». А газовики нам отвечают, что это наша обязанность, обязанность собственников жилья — доказать, что в квартире нет зарегистрированных граждан. Говорят, несите справку. Можно принести платежку от УК.

Пошли в УК: внесите изменения в финансовые лицевые счета. УК: паспортиста нет, мы не обязаны доказывать, что в вашей квартире ноль зарегистрированных. Это обязанность граждан.

Круг замкнулся.

К слову, в такой же ситуации оказалась семья, которая покупает нашу квартиру на улице Мамлеева. А наш риелтор сказал, что у него «зависли» четыре сделки — из-за упразднения справки о составе семьи. Что делать?..

И это не единственная подобная история. Судя по количеству обращений в редакцию, проблема становится остро актуальной для Череповца. Приведем еще два примера.

Сергей:

— Получил счета за коммунальные услуги за февраль. Живу в квартире один, зарегистрирован я один, и собственник квартиры я один. В платежке «Водоканала» — один зарегистрированный, в платежке за газ — один, а вот в платежке за тепло — два, в платежке УК — два, в платежке за мусор — два. То есть получается, что за тепло, за квартиру и за мусор я плачу за себя и за того парня. Как узнать, кого зарегистрировали в моей квартире без моего ведома? Паспортиста в УК нет, справку о составе семьи никто не дает.

Елена:

— Я живу в трехкомнатной квартире. В ней были зарегистрированы три собственника: я, дочь и сын. В прошлом году сын и дочь выписались. А счета за «коммуналку» идут на троих. Как доказать, что в квартире живу только я?

Почему возникла проблема

Комментирует Виталий Степанов, управляющий партнер агентства недвижимости:

— Эта проблема возникла в 2018 году, и пока нет ее решения. Ранее действовал Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Этот документ 16 апреля 2018 года утратил силу. С 17 апреля 2018 года применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 года отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9).

Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации. А орган регистрационного учета не должен сообщать лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, информацию о движении (прописке, выписке) граждан. И соответственно — ставить штампы на карточках. Законом это не предусмотрено.

Орган регистрационного учета УМВД по г. Череповцу с 3 сентября 2018 года согласно действующему законодательству отказался передавать сведения и ставить соответствующие штампы в карточках регистрации.

Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными) книгами, карточками регистрационного учета, законодатель прямо не указывает. Справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать — в соответствии с законом. А требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями (ТСЖ, ЖСК, ТСН) не ведутся.

Получается, что паспортисты могут принять от собственника документы для регистрации или снятия с регистрационного учета, передать (получить) эти документы в орган регистрационного учета УМВД. А в поквартирные карточки (ф. 10) и карточки регистрации (ф.9) никто паспортисту «штамп», как ранее, не поставит. При этом собственник квартиры может обратиться за регистрацией напрямую в орган регистрационного учета УМВД (через портал «Госуслуги») или через МФЦ, о чем паспортист вообще ничего не узнает. В этой связи роль паспортиста с отсутствующей картотекой регистрации граждан просто утрачена, и многие управляющие компании и ТСЖ отказываются от этой услуги.

Зачем нужна справка и какова альтернатива?

Зачем нужна справка о составе семьи (зарегистрированных в квартире лицах) и как поступают нотариусы в такой ситуации?

Комментирует нотариус нотариального округа города Череповца и Череповецкого района Вологодской области Анна Кудрякова:

— В соответствии со ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Покупатель должен быть уверен в отсутствии рисков. Справки о лицах, имеющих право пользования отчуждаемыми жилыми помещениями, находящимися в городе, если сведения не переданы в МФЦ, действительно до внесения изменений в нормативные акты МВД получить очень сложно. В качестве исключения при удостоверении договоров купли-продажи жилых помещений в случае невозможности получить справку о лицах, имеющих право пользования отчуждаемым жилым помещением, используются правила ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ. То есть в договоре купли-продажи продавец дает заверения, что отсутствуют лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, или указывает исчерпывающий перечень таких лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением — и несет за это ответственность. Но указанная правовая конструкция не обеспечивает в полной мере достоверность информации. В случае выявления недостоверности информации применяются последствия, предусмотренные в ст. 431.2 ГК РФ.

Что может МФЦ?

— Теперь об МФЦ. Дело в том, что порядка 20 % многоквартирных домов в Череповце через свои управляющие компании (ТСЖ) заключили договоры на «услуги паспортиста» с МФЦ, — продолжает объяснять «Речи» Виталий Степанов. — Здесь ситуация лучше, но не идеальна. В условиях отсутствия «штампов» о регистрации от органа регистрационного учета МВД специалист МФЦ периодически посещает этот госорган, берет сведения об изменении регистрационных действий и вручную правит свою картотеку. Во-первых, это происходит не день в день, а во-вторых, есть риск «человеческого фактора», ошибки, которая повлечет за собой некорректные сведения на конкретный день выдачи справки о зарегистрированных лицах в квартире.

«В нашу компетенцию это не входит»

За комментариями мы обратились в отдел по вопросам миграции по г. Череповцу. Если УК упразднили паспортистов и справки о составе семьи не выдают, то кто это может сделать?

— Выдача справок о составе семьи в нашу компетенцию не входит и никогда не входила, — комментирует «Речи» Игорь Сараев, руководитель ОВМ в городе Череповце. — Действительно, раньше паспортисты управляющих компаний вели картотечные учеты: поквартирные карточки по каждой квартире, карточки регистрации на каждого зарегистрированного проживающего. В них были отражены сведения, кто в квартире прописан, кто выписался и т. д. В настоящее время ведение таких картотек не предусмотрено.

«Справка о составе семьи» упоминается в федеральном законодательстве, однако нормативными правовыми актами не определены ни ее форма, ни порядок выдачи, ни уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. Лишь в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа (а при его отсутствии — органа местного самоуправления) о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

На практике сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и нередко параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги). Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно-эксплуатационными организациями, органами местного самоуправления, в последние годы также многофункциональными центрами).

Есть Приказ МВД России от 30 сентября 2017 г. № 752 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации», который регламентирует, кому и какая информация может быть предоставлена. Этим приказом мы и руководствуемся. Ни о каких справках о составе семьи там речи не идет. ?Персонально человеку мы можем предоставить информацию, где он зарегистрирован (адресную справку). А вот третьему лицу, к примеру УК, — только с согласия носителя персональных данных. Даже супругу такую информацию мы можем предоставить только при наличии согласия второго супруга, причем это согласие должно быть оформлено соответствующим образом.

В настоящее время я вижу единственный выход: взять адресную справку на каждого зарегистрированного человека. Живут в квартире три человека — каждый берет справку.

Добавим к сказанному телефон горячей линии УМВД России по Вологодской области: 8(8172) 78-65-06 (звонок бесплатный).

Что ответила УК

Приведем и ответ УК, который был получен нашей героиней Ольгой Андреевной.

«На ваше заявление от 01.03.2019 года по существу вопроса могу пояснить следующее. В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах и т. д. являются территориальные ораны Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 9847, отменены поквартирные карточки (форма № 10), а также карточки регистрации (форма № 9).

Следовательно, к компетенции управляющих компаний не относится ведение регистрационного учета граждан РФ и данными о количестве зарегистрированных УК не располагает, так как эта информация находится в распоряжении других органов. Данная норма закреплена ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», — пишет директор ООО «ЖК «Парковая» М.А. Карпов.

Что делать?

Мы попросили Виталия Степанова подвести некий итог, выразить свою точку зрения. Какие шаги может предпринять человек, попавший в неудобную ситуацию из-за справки?

1. Обращаться с законодательной инициативой о возможности получения собственником недви-жимости документа, подтверждающего список зарегистрированных лиц в жилом помещении, в т. ч., возможно, с помощью государственного портала «ГИС ЖКХ».

2. А пока:

а) использовать в договорах купли-продажи заверение продавца в порядке ст. 431.2 Гражданского кодекса РФ об отсутствии зарегистрированных лиц в квартире, получать косвенную информацию из квитанции о квартплате (ячейка с количеством зарегистрированных лиц), проверять паспорта членов семьи, находить прежнего паспортиста с устаревающей картотекой и сверять информацию;

б) если дом есть в списке регистрационно-учетной картотеки МФЦ — получать справку о зарегистрированных лицах через этот муниципальный орган;

в) при запросах сотрудников государственных и муниципальных органов (или коммунальных организаций) такой справки — требовать нормативный документ, который регламентирует ее предоставление.

Татьяна Ковачева