«Город наконец поверил в свой театр»

Форумы, «обмены гастролями», новые проекты — вот лишь малая часть мероприятий, бурлящих в театральной сфере по всей стране в Год театра. Череповец не остается в стороне. Например, сейчас в городе идет театральная неделя, открывшаяся необычной выставкой. В преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, «Голос…» узнал про надежды и ожидания служителей Мельпомены.

Идеальные модели

Выставка «Отражения» (0+) стала первым мероприятием театральной недели «Браво, Мельпомена!» в Камерном театре. Почти год 11 череповецких художников писали портреты 14 актеров театра в сценических образах — по несколько портретов с одной модели.
Организатор выставки Николай Филатов участвовал в работе и как актер, то есть позировал для портретов (в образе своего персонажа из сказки «Снежная королева»), и как художник — сам писал портреты коллег по сцене.

— На выставке не все работы, — говорит он. — Работ около 75, здесь примерно 40; представлены все художники, участвовавшие в проекте. Осталось еще много хороших портретов, они тоже будут выставляться, но не здесь, а некоторые, думаю, будут дариться ребятам-актерам.

— Актеры в качестве моделей отличаются от других натурщиков? — поинтересовались мы у художницы Любови Борисовой.

— Актеры хорошо сидят, — с улыбкой ответила она. — Серьезно, они очень хорошо сидят, это идеальные модели.
Также на театральной неделе прошел круглый стол на тему «Интернет как инструмент маркетинга в сфере культуры». Обсуждались новая версия сайта Камерного театра и в целом то, как оптимально использовать возможности, которые предоставляет Всемирная паутина.

Аншлаги

Сейчас в театре идут репетиции комедии «Шикарная свадьба» по пьесе британского драматурга Робина Хуодона. И уже началась работа над новогодним проектом — постановкой по книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», точнее, первой ее части — «Лев, колдунья и волшебный шкаф».

— Это очень интересный материал, — говорит Татьяна Макарова, главный режиссер Камерного театра. — Очень сложный для воплощения на сцене, но мы попробуем.

Все мы помним, что 2019 год объявлен в России Годом театра. Проходит множество встреч, форумов и т. д. Прошел фестиваль премьер «ВОТ» (Вологодский Областной Театральный), в котором принял участие и череповецкий Камерный театр. Фестиваль планируют сделать ежегодным.

Но главная проблема театра (не только череповецкого, а российского вообще) остается, и это недостаток финансирования. Понятно, что есть доход с билетов, но с этих доходов платятся зарплаты, а часть идет на новые постановки. Бюджетного финансирования на новые проекты не было уже несколько лет; хотя есть надежда в следующем году получить средства на новую постановку от мэрии, являющейся учредителем театра.

Если говорить о посещаемости, то здесь есть чем гордиться, но это результат не одного и не двух лет работы.

— Мы «приучали» горожан к тому, что в Череповце есть профессиональный театр с очень интересными, очень достойными постановками. Наконец город в это поверил. Практически весь детский репертуар неизменно собирает аншлаги, с аншлагом всегда идут премьерные спектакли для взрослых, — говорит Татьяна Макарова. — Спектакли, которым мы даем «отдохнуть» и возвращаем на сцену после перерыва, тоже собирают полные залы.

За год в Камерном театре бывает от четырех до шести премьер.

Навыки пригодились

Мы поговорили с несколькими актерами Камерного театра — Николаем Филатовым (который буквально накануне выставки отметил юбилей), Сергеем Павловым и Екатериной Калошиной. Первым делом спросили, когда и как они поняли, что хотят быть актерами.

— Где-то в 19 лет, — ответил Николай Филатов, — когда друзья пригласили меня позаниматься в народном театре. Я сходил один раз, второй, потом режиссер спросил: «Готов умереть на сцене?» Без всяких пояснений. Я говорю: «Да». И все — принят в театр.
По образованию Николай Филатов художник, это ремесло он также не оставляет.

— А что вам больше всего нравится в актерской профессии?

— Реализация своих замыслов. Нравится то, что на спектакле ты сразу видишь результат — по реакции зрителей понимаешь, понравился им спектакль или нет, тогда как, например, художнику на выставке кто-то, бывает, может и немножко польстить. Плюс это адреналин — репетиции, премьеры, спектакли.

Екатерина Калошина еще в раннем детстве решила для себя, что будет играть в театре.

— Я обожала наблюдать за людьми, изображать их, разыгрывать. У нас музыкальная семья, четверо детей (я вторая), нам очень нравилось делать всяческие домашние спектакли.

— Можете назвать самую экзотическую роль, которую вам довелось играть?

— Не знаю насчет экзотической, но я очень люблю «Кентервильское привидение». Еще до театра я 15 лет проработала в музее Верещагиных, поэтому роль Эмни, которая водит экскурсии по старинному замку, была мне очень близка. Навыки, так сказать, пригодились. Сережа (Сергей Павлов — прим. авт.) был призраком, я — Эмни, оба — представители старой Англии, такой, знаете, чопорной и медленной. А потом приезжают американцы, такие шустрые-шустрые. И режиссер ставил передо мной и Сережей задачу — чтобы мы не входили в один ритм с «американцами», а были их антиподом.

Сергей Павлов окончательно понял, что хочет быть актером, когда учился в медицинском училище (которое он окончил, став фельдшером; затем было Горьковское театральное училище. К слову, Сергей Павлов родом из Пензы).
— В медучилище был драмкружок. Взяли для постановки отрывок из пьесы Николая Погодина «Кремлевские куранты». Был там матрос Рыбаков — такая героическая роль. Кстати, из-за нее я и начал курить, до этого вообще никогда не курил. Ну как выходить на сцену и притворяться, что затягиваешься? Поэтому я добросовестно поработал.
— И что, до сих пор курите?
— Нет, сейчас бросил. Два месяца уже не курю.
— У вас есть роль-мечта?
— Моя мечта осуществилась два года назад — я сыграл Сарафанова в «Старшем сыне». А новую мечту я себе еще не придумал.

Надежда на свой ТЮЗ

20 апреля зрителей порадует премьерой череповецкий театр «ЗнакЪ» — на сцене Дворца химиков покажут сказку «Летучий корабль» (0+) по мотивам одноименного мультипликационного фильма.

— Это будет яркая музыкальная сказка о любви, с множеством песен, — рассказывает Ирина Филимонова, художественный руководитель театра «ЗнакЪ». — Спектакль о том, что самое главное в жизни — искренние чувства; о том, что ради любви можно и нужно делать невозможное.

В основной труппе театра на сегодняшний день 25 человек. В год бывает приблизительно 30 спектаклей. Не потому, что «ЗнакЪ» не может ставить больше, просто сцена Дворца химиков очень загружена по времени. На этот год запланировано еще несколько премьер: «Волшебник Изумрудного города», «Вождь краснокожих», «Обыкновенное чудо», заказан оригинальный сценарий для спектакля по песням военных лет «Я согласен на медаль».

Спектакль «Веселый Роджер» (0+) студии театра «ЗнакЪ» недавно стал лауреатом фестиваля «Вологодчина театральная». Театр уже подал заявки на участие в ряде других фестивалей, как областных, так и всероссийских.

Ирина Евгеньевна рассказывает, что главная надежда на Год театра связана с созданием в Череповце профессионального театра для детей и молодежи. Проект появился еще в 2003 году, в 2011-м концепцию представили в мэрии, а в 2018-м лед тронулся — готовится проектно-сметная документация на реконструкцию малого зала и крыла третьего этажа Дворца химиков. Эти помещения после реконструкции планируется предоставить театру для детей и молодежи (основу труппы которого составят актеры театра «ЗнакЪ»). Это будет первым этапом, со временем в идеале у театра должно появиться собственное здание. Конкретные сроки по выполнению проекта пока не озвучиваются.


— Если говорить о проблемах современного театра, то они, вероятно, везде одинаковы. Чтобы театр жил и развивался, необходимо финансирование новых проектов, а с этим у нас большие сложности. Искусство, в том числе театральное, не в приоритетах развития государства. У нас особенный театр, в большей степени мы делаем спектакли за свой счет, фактически на деньги из своих премий. Мы воспитываем студийцев (имеются в виду ученики студии при театре — прим. авт.), они выпускаются, получают профессиональное образование — режиссерское, актерское и так далее, и они готовы вернуться в свой город, в наш театр, но на данном этапе им, по сути, возвращаться некуда.

Первый народный

23 ноября этого года Народному драматическому театру Череповца исполнится 60 лет. В далеком 1959-м драматический кружок городского Дома культуры первым в Вологодской области получил это почетное звание — за постановку спектакля «20 лет спустя». С 2004 года театром руководит режиссер Людмила Маковкина. За это время репертуар пополнился спектаклями «Сильное чувство» (И. Ильф и Е. Петров); «Детектор Лжи», «Лгунья» (М. Мейо и М. Эннекен), «Ищу человека» (Б. Рацер), «Сказ про Федота-стрельца» (Л. Филатов), «Нервные люди» (М. Зощенко). К юбилейной дате готовится новый спектакль «Виноват Гуго Шульц» по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» (18+).

Попробовать себя в качестве актера Народного драматического театра (который сейчас находится во Дворце химиков) может любой желающий, независимо от своей «повседневной» профессии.

Увы, и этот театр сталкивается с уже известной проблемой — недостатком финансирования.
— При хороших материальных возможностях можно было бы делать по премьере в год, сейчас получается одна в пятилетку, — рассказывает Людмила Маковкина. — Деньги выделяются лишь на юбилеи, хотя театр до сих пор считается одним из лучших народных коллективов Вологодской области, и это подтверждают многочисленные награды областных и всероссийских конкурсов и фестивалей.

Народный драматический театр очень надеется на помощь спонсоров, которые обратят внимание на самый первый в области коллектив и помогут выпустить юбилейный спектакль.

Расширили профиль

Во Дворце культуры «Строитель» есть театр куклы и актера «Золотой ключик», которому уже 62 года. Здесь занимаются около 50 детей от 4 до 16 лет.

— Наш театр самодеятельный, и его цель — развитие детей с помощью театра и разных театральных средств, — объясняет режиссер Людмила Арефьева. — Раньше мы были просто театром куклы, теперь немного «расширили профиль». Здесь ставят не только кукольные спектакли, но и миниатюры, сценки и т. д. Нет цели «затачивать» детей на театр. Театральная деятельность используется как помощник в развитии волевой, эмоциональной сферы, памяти, речи, внимания, мышления. А для дошкольников это в каком-то смысле психолого-педагогическая подготовка к школе.

Если же говорить именно об искусстве кукольного театра как таковом, это очень сложно, и с детьми до 5-го класса практически нереально делать полноценные кукольные спектакли.

— Нужна очень большая физическая и эмоциональная выносливость. Кукла имеет определенный вес, — говорит Людмила Арефьева. — И потом, кукла — неживой предмет. Оживить ее, то есть передать ей эмоции, чувства, очень сложно даже взрослому, не говоря о детях.

Добавим, что в апреле «Золотой ключик» поедет в Вологду на фестиваль кукольных театров со своим новым спектаклем «Приключения кота-хвастуна» (0+), а в конце того же месяца спектакль покажут в Череповце.

Елена Бжания,

газета «Голос Череповца»

19 апреля 2019
Яблоневый сад: подбираем сорта и сажаем правильно
Сад-огород. Вторая половина апреля — отличное время для того, чтобы подготовиться к закладке яблоневого сада. Как не ошибиться?