«Город наконец поверил в свой театр»

Форумы, «обмены гастролями», новые проекты — вот лишь малая часть мероприятий, бурлящих в театральной сфере по всей стране в Год театра. Череповец не остается в стороне. Например, сейчас в городе идет театральная неделя, открывшаяся необычной выставкой. В преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, «Голос…» узнал про надежды и ожидания служителей Мельпомены.

Идеальные модели

Выставка «Отражения» (0+) стала первым мероприятием театральной недели «Браво, Мельпомена!» в Камерном театре. Почти год 11 череповецких художников писали портреты 14 актеров театра в сценических образах — по несколько портретов с одной модели.
Организатор выставки Николай Филатов участвовал в работе и как актер, то есть позировал для портретов (в образе своего персонажа из сказки «Снежная королева»), и как художник — сам писал портреты коллег по сцене.

— На выставке не все работы, — говорит он. — Работ около 75, здесь примерно 40; представлены все художники, участвовавшие в проекте. Осталось еще много хороших портретов, они тоже будут выставляться, но не здесь, а некоторые, думаю, будут дариться ребятам-актерам.

— Актеры в качестве моделей отличаются от других натурщиков? — поинтересовались мы у художницы Любови Борисовой.

— Актеры хорошо сидят, — с улыбкой ответила она. — Серьезно, они очень хорошо сидят, это идеальные модели.
Также на театральной неделе прошел круглый стол на тему «Интернет как инструмент маркетинга в сфере культуры». Обсуждались новая версия сайта Камерного театра и в целом то, как оптимально использовать возможности, которые предоставляет Всемирная паутина.

Аншлаги

Сейчас в театре идут репетиции комедии «Шикарная свадьба» по пьесе британского драматурга Робина Хуодона. И уже началась работа над новогодним проектом — постановкой по книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», точнее, первой ее части — «Лев, колдунья и волшебный шкаф».

— Это очень интересный материал, — говорит Татьяна Макарова, главный режиссер Камерного театра. — Очень сложный для воплощения на сцене, но мы попробуем.

Все мы помним, что 2019 год объявлен в России Годом театра. Проходит множество встреч, форумов и т. д. Прошел фестиваль премьер «ВОТ» (Вологодский Областной Театральный), в котором принял участие и череповецкий Камерный театр. Фестиваль планируют сделать ежегодным.

Но главная проблема театра (не только череповецкого, а российского вообще) остается, и это недостаток финансирования. Понятно, что есть доход с билетов, но с этих доходов платятся зарплаты, а часть идет на новые постановки. Бюджетного финансирования на новые проекты не было уже несколько лет; хотя есть надежда в следующем году получить средства на новую постановку от мэрии, являющейся учредителем театра.

Если говорить о посещаемости, то здесь есть чем гордиться, но это результат не одного и не двух лет работы.

— Мы «приучали» горожан к тому, что в Череповце есть профессиональный театр с очень интересными, очень достойными постановками. Наконец город в это поверил. Практически весь детский репертуар неизменно собирает аншлаги, с аншлагом всегда идут премьерные спектакли для взрослых, — говорит Татьяна Макарова. — Спектакли, которым мы даем «отдохнуть» и возвращаем на сцену после перерыва, тоже собирают полные залы.

За год в Камерном театре бывает от четырех до шести премьер.

Навыки пригодились

Мы поговорили с несколькими актерами Камерного театра — Николаем Филатовым (который буквально накануне выставки отметил юбилей), Сергеем Павловым и Екатериной Калошиной. Первым делом спросили, когда и как они поняли, что хотят быть актерами.

— Где-то в 19 лет, — ответил Николай Филатов, — когда друзья пригласили меня позаниматься в народном театре. Я сходил один раз, второй, потом режиссер спросил: «Готов умереть на сцене?» Без всяких пояснений. Я говорю: «Да». И все — принят в театр.
По образованию Николай Филатов художник, это ремесло он также не оставляет.

— А что вам больше всего нравится в актерской профессии?

— Реализация своих замыслов. Нравится то, что на спектакле ты сразу видишь результат — по реакции зрителей понимаешь, понравился им спектакль или нет, тогда как, например, художнику на выставке кто-то, бывает, может и немножко польстить. Плюс это адреналин — репетиции, премьеры, спектакли.

Екатерина Калошина еще в раннем детстве решила для себя, что будет играть в театре.

— Я обожала наблюдать за людьми, изображать их, разыгрывать. У нас музыкальная семья, четверо детей (я вторая), нам очень нравилось делать всяческие домашние спектакли.

— Можете назвать самую экзотическую роль, которую вам довелось играть?

— Не знаю насчет экзотической, но я очень люблю «Кентервильское привидение». Еще до театра я 15 лет проработала в музее Верещагиных, поэтому роль Эмни, которая водит экскурсии по старинному замку, была мне очень близка. Навыки, так сказать, пригодились. Сережа (Сергей Павлов — прим. авт.) был призраком, я — Эмни, оба — представители старой Англии, такой, знаете, чопорной и медленной. А потом приезжают американцы, такие шустрые-шустрые. И режиссер ставил передо мной и Сережей задачу — чтобы мы не входили в один ритм с «американцами», а были их антиподом.

Сергей Павлов окончательно понял, что хочет быть актером, когда учился в медицинском училище (которое он окончил, став фельдшером; затем было Горьковское театральное училище. К слову, Сергей Павлов родом из Пензы).
— В медучилище был драмкружок. Взяли для постановки отрывок из пьесы Николая Погодина «Кремлевские куранты». Был там матрос Рыбаков — такая героическая роль. Кстати, из-за нее я и начал курить, до этого вообще никогда не курил. Ну как выходить на сцену и притворяться, что затягиваешься? Поэтому я добросовестно поработал.
— И что, до сих пор курите?
— Нет, сейчас бросил. Два месяца уже не курю.
— У вас есть роль-мечта?
— Моя мечта осуществилась два года назад — я сыграл Сарафанова в «Старшем сыне». А новую мечту я себе еще не придумал.

Надежда на свой ТЮЗ

20 апреля зрителей порадует премьерой череповецкий театр «ЗнакЪ» — на сцене Дворца химиков покажут сказку «Летучий корабль» (0+) по мотивам одноименного мультипликационного фильма.

— Это будет яркая музыкальная сказка о любви, с множеством песен, — рассказывает Ирина Филимонова, художественный руководитель театра «ЗнакЪ». — Спектакль о том, что самое главное в жизни — искренние чувства; о том, что ради любви можно и нужно делать невозможное.

В основной труппе театра на сегодняшний день 25 человек. В год бывает приблизительно 30 спектаклей. Не потому, что «ЗнакЪ» не может ставить больше, просто сцена Дворца химиков очень загружена по времени. На этот год запланировано еще несколько премьер: «Волшебник Изумрудного города», «Вождь краснокожих», «Обыкновенное чудо», заказан оригинальный сценарий для спектакля по песням военных лет «Я согласен на медаль».

Спектакль «Веселый Роджер» (0+) студии театра «ЗнакЪ» недавно стал лауреатом фестиваля «Вологодчина театральная». Театр уже подал заявки на участие в ряде других фестивалей, как областных, так и всероссийских.

Ирина Евгеньевна рассказывает, что главная надежда на Год театра связана с созданием в Череповце профессионального театра для детей и молодежи. Проект появился еще в 2003 году, в 2011-м концепцию представили в мэрии, а в 2018-м лед тронулся — готовится проектно-сметная документация на реконструкцию малого зала и крыла третьего этажа Дворца химиков. Эти помещения после реконструкции планируется предоставить театру для детей и молодежи (основу труппы которого составят актеры театра «ЗнакЪ»). Это будет первым этапом, со временем в идеале у театра должно появиться собственное здание. Конкретные сроки по выполнению проекта пока не озвучиваются.


— Если говорить о проблемах современного театра, то они, вероятно, везде одинаковы. Чтобы театр жил и развивался, необходимо финансирование новых проектов, а с этим у нас большие сложности. Искусство, в том числе театральное, не в приоритетах развития государства. У нас особенный театр, в большей степени мы делаем спектакли за свой счет, фактически на деньги из своих премий. Мы воспитываем студийцев (имеются в виду ученики студии при театре — прим. авт.), они выпускаются, получают профессиональное образование — режиссерское, актерское и так далее, и они готовы вернуться в свой город, в наш театр, но на данном этапе им, по сути, возвращаться некуда.

Первый народный

23 ноября этого года Народному драматическому театру Череповца исполнится 60 лет. В далеком 1959-м драматический кружок городского Дома культуры первым в Вологодской области получил это почетное звание — за постановку спектакля «20 лет спустя». С 2004 года театром руководит режиссер Людмила Маковкина. За это время репертуар пополнился спектаклями «Сильное чувство» (И. Ильф и Е. Петров); «Детектор Лжи», «Лгунья» (М. Мейо и М. Эннекен), «Ищу человека» (Б. Рацер), «Сказ про Федота-стрельца» (Л. Филатов), «Нервные люди» (М. Зощенко). К юбилейной дате готовится новый спектакль «Виноват Гуго Шульц» по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» (18+).

Попробовать себя в качестве актера Народного драматического театра (который сейчас находится во Дворце химиков) может любой желающий, независимо от своей «повседневной» профессии.

Увы, и этот театр сталкивается с уже известной проблемой — недостатком финансирования.
— При хороших материальных возможностях можно было бы делать по премьере в год, сейчас получается одна в пятилетку, — рассказывает Людмила Маковкина. — Деньги выделяются лишь на юбилеи, хотя театр до сих пор считается одним из лучших народных коллективов Вологодской области, и это подтверждают многочисленные награды областных и всероссийских конкурсов и фестивалей.

Народный драматический театр очень надеется на помощь спонсоров, которые обратят внимание на самый первый в области коллектив и помогут выпустить юбилейный спектакль.

Расширили профиль

Во Дворце культуры «Строитель» есть театр куклы и актера «Золотой ключик», которому уже 62 года. Здесь занимаются около 50 детей от 4 до 16 лет.

— Наш театр самодеятельный, и его цель — развитие детей с помощью театра и разных театральных средств, — объясняет режиссер Людмила Арефьева. — Раньше мы были просто театром куклы, теперь немного «расширили профиль». Здесь ставят не только кукольные спектакли, но и миниатюры, сценки и т. д. Нет цели «затачивать» детей на театр. Театральная деятельность используется как помощник в развитии волевой, эмоциональной сферы, памяти, речи, внимания, мышления. А для дошкольников это в каком-то смысле психолого-педагогическая подготовка к школе.

Если же говорить именно об искусстве кукольного театра как таковом, это очень сложно, и с детьми до 5-го класса практически нереально делать полноценные кукольные спектакли.

— Нужна очень большая физическая и эмоциональная выносливость. Кукла имеет определенный вес, — говорит Людмила Арефьева. — И потом, кукла — неживой предмет. Оживить ее, то есть передать ей эмоции, чувства, очень сложно даже взрослому, не говоря о детях.

Добавим, что в апреле «Золотой ключик» поедет в Вологду на фестиваль кукольных театров со своим новым спектаклем «Приключения кота-хвастуна» (0+), а в конце того же месяца спектакль покажут в Череповце.

Елена Бжания,

газета «Голос Череповца»

Сегодня, 15:11
Народный артист России Игорь Бутман выступит на XVI Международном фестивале «Блюз на веранде»
За 16 лет существования фестиваль «Блюз на веранде» посетили более 35000 человек, приняли участие более 1000 музыкантов, более 200 музыкальных коллективов.
18 июля 2019, 15:36
В Вологодской области планируют восстановить еще две исторические усадьбы
На территории региона расположено 2153 объекта культурного наследия, среди которых имеются сохранившиеся ансамбли исторических усадебных комплексов.