20 марта 2019

На что жалуются череповчане в Роспотребнадзор?

С вопросом, вынесенным в заголовок статьи, «Голос Череповца» обратился к главному специалисту-эксперту территориального управления Роспотребнадзора Вологодской области по Череповцу Павлу Климшину. Поводом для беседы послужила дата: 15 марта весь мир отметил День защиты прав потребителей. В этом году он проходил под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Но мы не стали сужать тему и поговорили понемногу обо всем. Правда ли, что внеплановые проверки эффективней плановых? Можно ли отказаться от навязанной банком страховки? Что делать, если вас обманули в интернет-магазине?

Рейтинг

Сначала о самых распространенных жалобах череповчан — потребителей товаров и услуг. По словам Павла Климшина, рейтинг выглядит так.

1. Условия проживания.

К примеру: люди проживают в многоквартирном доме, в котором батареи плохо греют; либо промерзает какой-либо из углов дома, протекает крыша; в доме завелись крысы, из подвала исходит неприятный запах.

2. Продукты питания.

Основная доля жалоб в этой позиции — на продажу продуктов с истекшим сроком годности. Также сюда можно отнести обращения по поводу неправильно оборудованных мест для разгрузки машины с товаром для магазина, нарушения санитарных правил, а также ситуации, когда в магазине завелись тараканы, бегают крысы.

3. Коммунальные услуги.

Здесь в лидерах — жалобы на неправильный расчет платы за коммунальные услуги. Роспотребнадзор в установленный законом срок перенаправляет такие жалобы в Государственную жилищную инспекцию или отдел муниципального жилищного контроля, потому как законом установлено, что решение данных вопросов входит в компетенции этих ведомств.

4. Услуги связи.

Оператор сотовой связи без ведома абонента оформил подписку на развлечения. Или поднял плату по тарифу, а клиента при этом не уведомил. Закон разрешает оператору менять тариф абонента, но за 10 дней до смены он должен его уведомить об этом.

«Если говорить о стационарных телефонах, то зачастую люди жалуются, что они отсутствовали в квартире все лето, а им пришла квитанция за пользование услугами связи, — рассказывает Павел Климшин. — Помните, что если вы уезжаете на все лето (или другой период) из города, то нужно каждый раз писать заявление о том, что вас не будет дома, чтобы вам не начисляли плату. Однако порядок оплаты при этом устанавливается договором об оказании услуг связи».

5. Банковские услуги.

Это, как правило, навязывание страховки. Ситуация, когда берем кредит, подписываем все документы, соглашаемся со всеми условиями, а когда приходим домой и перечитываем договор, то обнаруживаем, что оформили еще и страховку. Решаем от нее отказаться, а банк не согласен.

«Тут нужно помнить, что если потребитель успел в течение 15 дней обратиться в страховую компанию с заявлением об отказе от страховки, то возможность платить кредит без нее есть. Если срок упущен, то будет гораздо сложнее это сделать, — объясняет Павел Николаевич. — В прошлом году была подобная жалоба. По ней была проведена внеплановая документарная проверка, выявлены нарушения, банк привлечен к ответственности».

6. Продажа непродовольственных товаров.

Купили куртку, она не подошла по размеру, но ярлык оторвался, и магазин обратно не принимает. Или другой пример: информация на ценнике не соответствует цене, указанной в чеке.

7. Нарушение «антитабачного» закона

.Чаще всего череповчане жалуются на продажу табачной продукции в торговых точках, расположенных менее чем в 100 метрах от границ территорий образовательных учреждений.

8. Сфера услуг.

Распространенная ситуация: звонят неизвестные люди и предлагают сделать бесплатную диагностику пластиковых окон. Человек соглашается, к нему домой приезжают некие «специалисты», делают осмотр и говорят, что нужно поменять окна, потому что они себя изжили. Предлагают заключить договор и просят либо сделать предоплату, либо оплатить полную стоимость, а она в разы превышает среднюю стоимость такой услуги в городе.

Немного позднее люди понимают, что совершили ошибку, но вернуть деньги не всегда удается. Телефоны не отвечают, в Череповце такой организации не зарегистрировано.

«Не нужно, не прочитав, подписывать какие-либо документы, — предупреждает Павел Климшин. — Потому что очень часто эти компании зарегистрированы не у нас в регионе и найти их будет очень сложно».

Сначала — претензия

В среднем ежедневно в Роспотребнадзор поступает 6 — 7 жалоб и обращений.

— А вообще статистика показывает, что количество обращений растет с каждым годом, — говорит Павел Климшин. — Но хотелось бы, чтобы было больше обоснованных обращений и присланных с соблюдением претензионного порядка.
— Что это значит?
— То есть человеку сначала нужно обратиться с письменным заявлением (претензией) в нарушившую его права организацию. И если его требования не удовлетворили, тогда он обращается к нам с заявлением через портал «Госуслуги» либо в письменном виде.
— Бытует мнение, что плановая проверка ничего не дает, потому что проверяемые успевают подготовиться к ней. В то время как внеплановые показывают лучший результат.

— Тут от случая к случаю. При плановой проверке можно порой массу нарушений выявить, а внеплановая ничего не покажет. Сейчас плановые проверки в сфере защиты прав потребителей не проводятся в связи с «надзорными каникулами». Исключение составляют юрлица и ИП, у которых проверяется соблюдение санитарных правил с учетом риск-ориентированного подхода. Понятно, что крупные предприятия специалисты проверяют каждый год.

А предприятия, где риски минимальны, раз в два или три года. Внеплановую проверку выполняет один человек по единичным жалобам, а в плановой участвуют несколько специалистов. Очень часто нарушения, выявленные при проверке, устраняются еще в ходе ее проведения. Люди не хотят, чтобы к ним вышли с проверкой еще раз.

— Павел Николаевич, как потребителю действовать при нарушении его прав интернет-магазином?

— Первая опасность потребителя поджидает при оплате покупки. Нужно быть внимательным и осторожным, когда переводите деньги не самому продавцу, а другому физлицу на личную карточку. Также будьте осторожны, переводя деньги на «Яндекс кошелек». Может случиться, что это мошенническая схема. Поэтому все перепроверяйте. Второе: нужно смотреть отзывы. Можно попробовать купить сначала что-то дешевое. Даже если вы и потеряете деньги, то не так много. В-третьих, если цена в интернет-магазине в разы ниже стоимости такого же товара в других магазинах, тоже следует насторожиться. Возможно, цена на сайте указана не за всю вещь, а за какую-то ее часть. Или же вещь плохого качества.Очень часто продавец недобросовестно исполняет свои обязательства. Деньги потребитель заплатил, ждет к определенному сроку товар, а его нет. Или он пришел, но не соответствует заказу. Нужно сразу проинформировать об этом продавца. На юридический адрес направить претензию (заказным письмом с уведомлением), а затем отправлять товар продавцу и требовать с него деньги. В случае отказа защита прав потребителей осуществляется судом.

— В какой срок можно обменять непродовольственный товар?

— В течение 14 дней вы можете обменять непродовольственный товар (но только тот, который не входит в Перечень товаров, не подлежащих обмену), если он вам не подошел по размеру, фасону, расцветке, комплектации. Но при условии: он должен быть в целостности, с ярлыками, пломбами и т. д.

Бывает, что недостатки проявляются в процессе эксплуатации. Если будет доказано, что это не приобретенный недостаток, а заводской брак, проявившийся в процессе носки, то можно смело требовать вернуть денежные средства. Но для этого, возможно, потребуется экспертиза.

Если продавец ее произвел и вы не согласны, то можете сделать повторную — в судебном порядке. Напоминаю, что потребитель вправе участвовать как в проведении проверки качества товара, так и в проведении независимой экспертизы. В любом случае денежные средства возвращаются либо в добровольном порядке, либо через суд. Также необходимо помнить, что на проигравшую сторону суд может возложить уплату судебных расходов.

Диана Бушманова,

газета «Голос Череповца»

13 августа 2019
Ежемесячную выплату из маткапитала будут получать больше семей
С 1 января 2020 года вступит в силу федеральный закон, расширяющий круг получателей ежемесячной выплаты из материнского капитала.
8 августа 2019
Арестовали автомобиль «Рейндж-Ровер-Спорт» в счет алиментов
В отделе судебных приставов по Череповецкому району находилось исполнительное производство в отношении отца, который задолжал 62 тысячи рублей.