Борис Гребенщиков не нашел в Череповце набережной

За три концертных часа Борис Гребенщиков «переселил» поклонников с балкона на пустующие первые ряды, исполнил песню специально для «города Верещагина», показал череповчанам сына-музыканта и объяснил, почему мало разговаривает с залом.

Песни на берегу реки

В Вологде, откуда Борис Борисыч и его команда приехали в Череповец, юбиляр сумел удивить даже тех, кто не купил билет на концерт. Посреди дня группа, прихватив инструменты, вышла на Кремлевскую площадь и исполнила на камеру пару песен на фоне памятника Константину Батюшкову и реки Вологды. Оказалось, что в Вологде снимался очередной выпуск проекта группы «Аквариум» под названием «Песни на берегу реки». Коллектив записывает подобные ролики на набережных всех городов, в которых выступал.

Череповецкие поклонники Гребенщикова надеялись на то, что и живописные берега Шексны или Ягорбы огласятся пением кумира. Но не свершилось. То ли времени не хватило, то ли хорошего места для съемок и красивой картинки питерские гости не нашли.

Фанаты «Аквариума» предложили две съемочные площадки — возле плавучего отеля «Петр Первый» и на Соборной горке, рядом с памятником Афанасию и Феодосию на фоне колоритного дебаркадера. Но было поздно, «Аквариум» поехал дальше по гастрольному маршруту.

Два Гребенщиковых, и оба с бородой

В Череповец Борис Гребенщиков приехал с широкой бородой с проседью, будто отращенной специально для тура к 65-летию. БГ как будто говорил зрителям — мол, годы берут свое. Но своей подвижностью на сцене и трехчасовой продолжительностью концерта (молодые коллеги «Аквариума» обычно ограничиваются полуторачасовыми выступлениями) Борис Борисыч доказал, что в свои 65 лет он еще о-го-го.

«Аквариум» — группа, не имеющая классического состава участников. Даже самые преданные поклонники не смогут предположить, сколько человек выйдет на сцену и кто будут эти люди. В череповецком концерте приняли участие семь музыкантов «Аквариума» — половина «стариков», половина молодых.

Некоторых из состава группы корреспондент «Речи» обнаружил лишь к середине концерта. По желанию мэтра сцена была плотно заставлена разными причудливыми и пестрыми предметами, за которыми и прятались музыканты.

В частности, декорациями стали три гипсовые женские статуи с заклеенными глазами, две старинные швейные машинки, несколько огромных цветочных корзин и венков, гипсовые колонны, уличные фонари и многое другое. Антураж очень напоминал ремонт в оперном театре. Самым органичным в этих декорациях, как и следовало ожидать, был сам Борис Гребенщиков, который вышел на сцену в черном костюме, расшитом яркими цветами.

Дольше всех от глаз зрителей удалось скрыться молодому человеку, который бил в африканский барабан. Черная борода, темные очки, бейсболка до самых глаз — он как будто хотел остаться неузнанным. Но был рассекречен Борисом Гребенщиковым, который в концовке выступления представлял всю группу. Скромным бородачом оказался Глеб Гребенщиков, сын основателя «Аквариума». Несколько лет назад Глеб не раз попадал на страницы желтой прессы и в списки «трудных детей знаменитых людей». По всей видимости, отец решил взять сына в ежовые рукавицы, то есть в «Аквариум». Зато теперь всегда на глазах.

От Гертруды до Козлодоева

При всех властях Борис Гребенщиков всегда был правдорубом и борцом с запретами. В этом же качестве он проявил себя и на череповецком концерте. После первой же исполненной песни мэтр разрешил публике то, что обычно запрещает охрана и администрация зала, — пересаживаться с балкона на первые ряды, пустующие из-за дороговизны билетов, и танцевать. Публика раздумывать не стала и рванула поближе к сцене. Призыв к танцам подхватили лишь три зрителя — две женщины, жадно ловившие каждое слово Бориса Гребенщикова и знавшие все его песни, и крупный бородатый мужчина с внешностью викинга. Мужчина, наплясавшись, скоро вернулся на свое место, а фанатки слабого пола продержались на ногах до конца концерта.

В первом отделении прозвучали преимущественно песни последних лет, а также очень старые композиции. Одну из них, которую «Аквариум» не играл более 30 лет (по словам БГ), музыканты исполнили специально для череповчан. «В городе Верещагина мы не могли ее не спеть», — сообщил Борис Борисыч. После антракта, который Гребенщиков назвал «водопоем», зазвучали «аквариумные» шлягеры, которых многие ждали и даже не стеснялись сообщать об этом мэтру с помощью крика.

«Чего это мы все сами поем, давайте-ка и вы тоже», — предложил Гребенщиков. И тут же с задних рядов раздалось хриплое «под не-е-ебом голубы-ы-ым». Такой спонтанный вокальный номер рассмешил мэтра. «Отлично», — похвалил он «коллегу» из зала. Но не подхватил песню про «город золотой», зато спел другой хит, про старика Козлодоева. Без малого 40 лет назад песня была сочинена молодым Гребенщиковым как исключительно юмористический номер. В 65 лет автор исполняет ее иначе. Корреспондент «Речи» услышал в голосе БГ сочувствие к старому ловеласу Козлодоеву, который «сползает по крыше» в поисках женского пола, но никому уже не нужен.

К самому Борису Гребенщикову наименование «старик» совершенно неприменимо. На всем протяжении концерта он то и дело пускался в пляс и «давал рок-н-ролла», доводя громким криком микрофон до жалобного свиста.

Вместе с «Аквариумом» зал хором пел «Не пей вина, Гертруда», «Иванова» и «Козлодоева», конечно. Но по-настоящему зрители завелись от песни группы «Кино» «Мама Анархия», которую Гребенщиков неожиданно включил в свой концертный репертуар. Возможно, это было музыкальное спасибо Александру Титову, первому басисту Виктора Цоя, который много лет назад ушел из «Кино» ради «Аквариума». А сейчас стоял на череповецкой сцене и с улыбкой принимал рукоплескания зрительного зала.

Впрочем, поклонникам набор песен, которые Борис Гребенщиков включает в свои концерты, никогда не был важен. На концерты они приходят ради атмосферы, которую может подарить только БГ. Сам мэтр называет это «ввести в благость».

«От него сияние исходит», — говорит о Борисе Гребенщикове герой фильма «Асса». Осветители череповецкого концерта сделали все, чтобы претворить эту фразу в жизнь. Силуэт Гребенщикова, освещенного в полутемном зале единственным прожектором, бьющим сзади, и поющего что-то невыразимо прекрасное, череповецкие зрители запомнят надолго.

Сергей Виноградов

17 июня 2019, 17:34
В регионе завершены ремонты фонарей в рамках губернаторской программы «Светлые улицы Вологодчины»
В районах светильники ставятся на существующие опоры, основные объемы работ в них должны быть завершены к 1 сентября этого года.